Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественноэстетическому развитию воспитанников № 424
(МБДОУ - детский сад № 424)
620010, г. Екатеринбург, ул. Грибоедова, 2-б
тел/факс. (343) 258-62-43, эл. почта: mdou424@eduekb.ru, сайт: http://424.tvoysadik.ru
___________________________________________________________________________
ПРИНЯТО:
на заседании Педагогического совета
Протокол от «31» августа 2023 г. № 5
УТВЕРЖДЕНО:
Заведующий
МБДОУ - детского сада № 424
______________ Н.А. Огородникова
Приказ от «31» августа 2023 г. № 57-о
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Хореография «Звездочки»»
Направленность: художественная
Возраст учащихся: 5-7 лет
Срок реализации: 2 года
Автор-составитель:
Сентябова Надежда Валерьевна
Педагог дополнительного образования
Екатеринбург, 2023
1
ОГЛАВЛЕНИЕ
1.
Пояснительная
1
записка
3
2.
Учебно-тематический план
12
3.
Содержание Программы
18
4.
Методическое обеспечение Программы
34
5.
Список литературы
42
2
1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа – общеразвивающая программа
«Хореография «Звездочки»» (далее – Программа) является нормативно - управленческим
документом Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения –
детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по
художественно-эстетическому развитию воспитанников № 424 (далее – МБДОУ),
характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога с
воспитанниками в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»,
описывает курс подготовки по художественно-эстетическому развитию детей старшего
дошкольного возраста с 5 до 7 лет, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Программа имеет художественную направленность.
Основанием для разработки Программы являются нормативные правовые документы:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная
Распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 года N 678-р.
Приказ Министерства просвещения РФ от 29 ноября 2018г. №196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» (зарегистрирован в Минюсте России 29 ноября 2018г. №
52831).
Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 года № 06-1844 «О примерных
требованиях к программам дополнительного образования».
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015г. № 09-3242 «О методических
рекомендациях по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодѐжи (утверждены
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28
сентября 2020 г. № 28, зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020 г.,
регистрационный № 61573).
Приложение, утвержденное приказом Министерства здравоохранения социального
развития РФ от 26 августа 2010 года № 761н «Единый квалификационный справочник
должностей руководителей, специалистов и служащих».
Устав МБДОУ (утв. Распоряжением Департамента образования Администрации
города Екатеринбурга №635/46/36 от 30.03.2020 г.).
Предлагаемая общеобразовательная программа по хореографии рассчитана для работы с
детьми дошкольного возраста в рамках обучения в детском саду. И является для воспитанников
дополнительным образованием. Программой предусмотрено приобретение детьми начальных
танцевальных навыков и развитие музыкального слуха и ритма. Развитие природных
хореографических данных и укрепление основных групп мышц. Занятия танцами формируют
положительные эмоции. На занятиях раскрывается творческая индивидуальность каждого
ребенка, дети общаются со своими сверстниками, привыкают к коллективу. Программа
реализуется на бюджетной основе. Программа имеет художественную направленность и
общекультурный уровень освоения.
Актуальность программы состоит в том, что хореография способствует гармоничному
развитию детей в дошкольном возрасте, учит их красоте и выразительности движений,
формирует их фигуру, развивает физическую силу, выносливость, ловкость и смелость.
Игровой танец обогащает детей яркими образными движениями, улучшает функции внимания,
способствует эмоциональной разрядке. Систематические занятия хореографией гармонично
развивают фигуру, способствуют устранению ряда физических недостатков (сутулости,
3
косолапости), вырабатывают правильную осанку и красивую походку. Все виды музыкальноритмической деятельности способствуют правильному выполнению основных движений.
Повышаютих четкость, выразительность.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что под влиянием
музыкально-ритмической деятельности развиваются положительные качества личности
ребенка: дети ставятся в такие условия, когда они должны проявить активность, инициативу,
находчивость, решительность.
Адресат программы: воспитанники ДОУ старшей и подготовительной групп.
Цель программы - гармоничное развитие личности ребѐнка, способность к
творческому самовыражению через танец.
Отличительная особенность программы: включение в программу элементов игры и
театрализации.
Задачи:
Воспитательные:
1.
приобщение детей к здоровому образу жизни и гармонии тела,
2.
воспитание дисциплины, трудолюбия, самостоятельности.
Развивающие:
1.
развитие общефизической подготовки,
2.
развитие координации движений,
3.
развитие выразительности и артистизма.
Обучающие:
1.
обучение технике выполнения движений,
2.
формирование музыкально-ритмических навыков.
Условия реализации образовательной программы:
Предлагаемая образовательная программа по предмету «Хореография» предназначена
для детей дошкольного возраста (5-7 лет). В группу принимаются все желающие. От детей не
требуется наличие особых способностей, т.к. уровень программы довольно доступный. В
группу второго года обучения принимается все желающие, имеющие необходимые знания,
умения и навыки.
Срок реализации программы: 2 года.
Модуль 1. 1-й год обучения (5-6 лет):
80 часов (2 раза в неделю по 1 часу)
Модуль 1. 2- й год обучения (6-7):
80 часов (2 раза в неделю по 1 часу)
Режим проведения занятий
Образовательный процесс строится в соответствии в возрастными особенностями детей и
требованиями Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования
к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодѐжи (утверждены
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28
сентября 2020 г. № 28, зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020 г.,
регистрационный № 61573).
Занятия по хореографии проводятся 2 раза в неделю в объеме 80 часов (с сентября по
май) на 1-м, 2-м годах обучения. Продолжительность занятия детей 5-7 лет –1 академический
час в 30 минут.
Примерное построение занятий по программе
Вводное занятие проводится в начале учебного года (первое занятие в учебном году).
4
Итоговые занятия проводятся 2 раза в год (1 раз в полугодие – последнее занятие декабря (1-е
полугодие), последнее занятие мая (2-е полугодие).
Открытые занятия проводятся 2 раза в год в соответствии с учебным планом работы
МБДОУ, на которых возможно присутствие администрации МБДОУ и родителей
воспитанников.
Материально – техническое обеспечение
1. наличие хореографического зала с зеркалами и роялем
2. наличие музыкального сопровождения (магнитофон)
3. Диски с музыкальными материалами, флэш-карта с музыкальным оформлением
4. Инструкции по охране труда и технике безопасности.
5. Магнитофон.
6. Аудиоматериалы: аудиокассеты, диски с музыкальными композициями.
7. Гимнастические коврики.
Планируемые результаты освоения программы:
Личностные результаты:
- учебно-познавательный интерес к хореографии;
- ориентация на понимание причин успеха в творческой деятельности;
- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
- основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие,
организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность,
Метапредметные результаты:
- сформированность чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с
хореографическим искусством;
- умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль своей творческой деятельности;
Предметные результаты:
- знание основных терминов, используемых в хореографии;
- умение правильно исполнять основные элементы классического экзерсиса;
- умение правильно держать осанку, подбородок и руки, при выполнении
хореографических движений;
- умение исполнять хореографические композиции, поставленные педагогом, в
соответствии с программой обучения;
- должны овладеть навыками музыкально-ритмической координации, знать технику
выполнения упражнений;
должны уметь исполнять танцевальные движения и элементы; развивается
способность к творческому самовыражению;
- дети должны знать технику выполнения упражнений, уметь ориентироваться в
сложных перестроениях, уметь быстро переключать внимание, проявлять такие качества, как
терпение, аккуратность, уметь общаться со своими сверстниками в коллективе.
Способы определения результативности:
Педагогическое наблюдение.
Формы подведения итогов реализации программы: открытые, итоговые занятия 2
раза в год; принятие участия в концертной деятельности МБДОУ.
5
2. Учебно-тематический план
Модуль 1. 1-й год обучения
(5-6 лет)
№ п/п
Название раздела, темы
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1
Вводное занятие
1
1
-
2
Игровой экзерсис
12
1
11
3
Партер
18
4
Развитие мелкой
моторики, мимики.
Пантомима
Ориентация в
пространстве
Музыкальные и игровые
этюды
14
22
1
22
Итоговые занятия
1
-
1
80
3
77
5
6
7
Итого
18
0
12
14
12
Форма
контроля
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
6
Модуль 2. 2-й год обучения
(6-7 лет)
№ п/п
Название раздела, темы
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1
Вводное занятие
1
1
-
2
Игровой экзерсис
8
-
8
3
Изоляция
8
1
7
4
Партер
12
5
Элементы классического
танца
Ориентация в
пространстве
Растяжка
14
8
9
6
7
Итого
12
1
13
10
10
10
10
Танцевальная
комбинация
16
16
Итоговые занятия
1
-
1
80
3
77
Форма
контроля
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
7
3. Содержание Программы
Содержание Программы
Модуль 1. 1-й год обучения
(5-6 лет)
Задачи:
Обучающие:
1.
обучение технике выполнения движений,
2.
формирование музыкально-ритмических навыков.Развивающие:
1.
развитие общефизической подготовки,
2.
развитие координации движений,
3.
развитие выразительности и артистизма.Воспитательные:
1.
приобщение детей к здоровому образу жизни и гармонии тела,
2.
воспитание дисциплины, трудолюбия, самостоятельности.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
- учебно-познавательный интерес к хореографии;
- ориентация на понимание причин успеха в творческой деятельности;
- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
- основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие,
организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность,
уметь быстро переключать внимание, проявлять такие качества, как терпение,
аккуратность, уметь общаться со своими сверстниками в коллективе.
Метапредметные результаты:
- сформированность чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с
хореографическим искусством;
- наличие развитой координации и музыкальности;
- наличие коммуникативных навыков;
- умение оценивать правильность исполнения движения;
Предметные результаты:
- знание основных терминов, используемых в хореографии;
- умение правильно держать осанку, подбородок и руки, при выполнении
хореографических движений;
- умение исполнять хореографические композиции, поставленные педагогом, в
соответствии с программой обучения;
- должны овладеть навыками музыкально-ритмической координации, знать
технику выполнения упражнений;
должны уметь исполнять танцевальные движения и элементы; развивается
способность к творческому самовыражению;
- дети должны знать технику выполнения упражнений, уметь ориентироваться в
сложных перестроениях.
Особенности группы первого года обучения. На первом году обучения происходит
гармоничное развитие личности ребѐнка, способность к творческому самовыражению через
танец. Развитие и укрепление основных групп мышц на начальном этапе обучения
хореографией.
8
№
Тема
1.
Вводное занятие
Содержание программы
Теория:
Введение в предмет. Техника безопасности.
знакомство с понятием «хореография»;
рассказ о хореографических жанрах: вальс, полька, хоровод.
Знакомство с хореографическим классом (работа со станком,
с зеркалами).
2.
Игровой экзерсис Теория:
рассказ о связи мелодии и движения;
знакомство: с движениями в разных темпах (быстром,
медленном, умеренном); с музыкальным размером (2/4, 3/4,
4/4); с контрастом в музыке: веселая - грустная;
перестроением из одних рисунков в другие; поворотами
вправо и влево.
Практика:
упражнения для разогрева: головы (говорим да, нет ,ай ай ай),
плеч (подъѐм, опускание, вращение), торса (наклоны,
повороты), ног (приставные шаги, махи ногами), стоп.
наклоны во все стороны
скручивание корпуса
повороты вправо и влево
шаг на полупальцах, шаг на пятках, бег, галоп по кругу
приседания по различным позициям (I, II, III, VI),
«пружинка»
«веселые куклы – грустные куклы»
Вальсовый шаг, шаг полька, подскоки
3.
Партер
Теория:
Знакомство с понятием «партерная гимнастика» (упражнения
на полу)
Практика:
развитие стоп point, flax
развитие мышц спины (лежа на животе подъем рук и ног по
очереди и одновременно)
развитие коленного и тазобедренного суставов («велосипед»,
«бабочка», «лягушка»)
развитие мышц рук
развитие мышц ног (подъѐм и опускание по очереди и
одновременно)
развитие мышц торса (сидим по-турецки; вытягиваем,
наклоняем, скручиваем торс; наклоны и повороты)
9
Теория:
знакомство с понятием «выразительность в танце»
знакомство с различными образами
эмоциональная выразительность танцевальных образов
Практика:
развитие мелкой моторики: для пальцев рук (сжатие в кулак,
расслабление, «пальчики здороваются»)
развитие мимики: поднятие и опускание бровей; для глаз
(смотрим вверх, вниз, влево, вправо, по кругу, «Варвара»);
для щек (надуваем шарик, сдуваем шарик); для губ (в
трубочку, улыбка, звуки а ,о ,и); для ушей («обезьянка»).
рисование частей лица: брови, глаза, нос, рот, щеки, уши.
«делаем» гримасы: веселые, грустные, удивленные и др.
Игры:
«охота на льва»
«моль»
«мишка косолапый»
«дерево»
«цветочек распускается»
«кошка умывается»
в Практика:
изучение рисунков: круг, квадрат, диагональ, змейка.
построение по линиям
4.
Развитие мелкой
моторики,
мимики.
Пантомима
5.
Ориентация
пространстве
6.
Теория:
Музыкальное
развитие, этюды и изучение эмоциональной окраски танца
Практика:
игры
разучивание элементов танцев:
элементы польки: шаг полька, подскоки, галоп, приседания;
элементы хоровода: ход на полупальцах, повороты, работа в
парах.
разучивание танцевальных рисунков: змейка, круг, диагональ
проучивание этюдов на образы, на рисунки танца, на
импровизацию, игровых этюдов
игра «Воздушный шар»
игра «Успей передать»
игра «Огонек»
7.
Итоговые занятия Подведение итогов.
10
Содержание Программы
Модуль 1. 1-й год обучения
(5-6 лет)
Задачи:
Обучающие:
1.
обучение технике выполнения движений,
2.
формирование музыкально-ритмических навыков.Развивающие:
1.
развитие общефизической подготовки,
2.
развитие координации движений,
3.
развитие выразительности и артистизма.Воспитательные:
1.
приобщение детей к здоровому образу жизни и гармонии тела,
2.
воспитание дисциплины, трудолюбия, самостоятельности.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
- учебно-познавательный интерес к хореографии;
- ориентация на понимание причин успеха в творческой деятельности;
- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
- основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие,
организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность,
уметь быстро переключать внимание, проявлять такие качества, как терпение,
аккуратность, уметь общаться со своими сверстниками в коллективе.
Метапредметные результаты:
- сформированность чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с
хореографическим искусством;
- умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль своей творческойдеятельности;
Предметные результаты:
- знание основных терминов, используемых в хореографии;
- умение правильно исполнять основные элементы классического экзерсиса;
- умение правильно держать осанку, подбородок и руки, при выполнении
хореографических движений;
- умение исполнять хореографические композиции, поставленные педагогом, в
соответствии с программой обучения;
- должны овладеть навыками музыкально-ритмической координации, знать
технику выполнения упражнений;
должны уметь исполнять танцевальные движения и элементы; развивается
способность к творческому самовыражению;
- дети должны знать технику выполнения упражнений, уметь ориентироваться в
сложных перестроениях.
11
1
2
Вводное занятие
Введение в предмет. Техника безопасности.
Практика:
Игровой
разогрев стоп
экзерсис
разогрев коленного сустава и подколенных связок
разогрев тазобедренного сустава и мышц паха
разогрев мышц спины и торса
упражнения свингового характера для расслабления
3
Изоляция
4
Партер
5
Элементы
классического
танца
6
Ориентация
пространстве
7
Растяжка
Теория:
Знакомство с понятием «изоляция»
Практика:
Упражнения на отделение различных частей тела:
Голова - наклоны, повороты, круг, квадрат
Плечи - подъѐм, опускание, вращение
Грудная клетка – смещение по всем направлениям
Стопы – подъем и опускание
Практика:
развитие мышц стоп – point,flax
развитие мышц пресса – подъѐм и опускание ног, корпуса
развитие мышц рук
развитие мышц спины – «лодочка», «рыбка»
развитие гибкости – «кошка», «кобра»
Теория:
понятие «экзерсис»
позиции рук и ног
понятие «выворотность»
Практика:
Экзерсис на середине зала:
demi plie
grand plie
battement tendu
battement jete
rond de jamb parter
grand b. jete
releves
в Практика:
Изучение рисунков: диагональ, круг, змейка.
Прыжки: поджатые, soute
Вращения: подскоки в повороте, soutenu
Теория:
Правила стрейчинга: осторожность, внимательность, наличие
разогретых мышц.
Практика:
упражнения на растяжку: спирали, шпагат продольный,
поперечный, растяжка задней поверхности ноги.
12
8
Танцевальная
комбинация
Теория:
изучение эмоциональной окраски танца
изучение характера движений
Практика:
разучивание элементов танца:
элементы польки: шаг полька, подскоки, галоп, приседания;
элементы хоровода: ход на полупальцах, повороты, работа в
парах, припадание, гармошка;
элементы вальса: вальсовый шаг, balance.
разучивание
танцевальных
рисунков:
змейка,
круг,
построение на линии, диагональ
постановка танца
9.
Итоговые
занятия
Подведение итогов.
13
4. Методическое обеспечение Программы
Оценочные материалы.
На различных этапах обучения используются различные виды и формы контроля.
Форма предварительного контроля:
устный опрос.
Формы текущего контроля:
наблюдение;
устный опрос;
самоконтроль;
взаимоконторль;
тестирование.
Формы промежуточного контроля:
обследование умений и навыков работы по изготовлению мягкой игрушки.
Итоговые формы контроля:
диагностические карты (Приложение №1);
критерии освоения образовательной программы на каждый обучения
(Приложение №2).
Формы
подведения итогов реализации образовательного процесса (по
завершению процесса обучения):
итоговые и открытые занятия;
участие обучающихся в концертах, конкурсах различного уровня.
Текущая оценка знаний и умений учащегося производится педагогом каждое занятие в
процессе наблюдения за деятельностью воспитанников . Также в процессе каждого занятия
учащимися осуществляется самоконтроль и взаимоконтроль.
Результат педагогических наблюдений фиксируется в диагностической карте два раза в
году: в декабре (промежуточный этап контроля), в апреле-мае (итоговый этап). Заполнение
диагностических карт осуществляется согласно критериям, самостоятельно разработанным
педагогом на каждый год обучения. Анализ диагностических карт дает возможность педагогу
оценить эффективность образовательного процесса, осуществить его коррекцию и доработку.
Чтобы достичь поставленной цели программы, используются разнообразные методы
обучения и формы организации и проведения занятий.
Методические материалы.
Формы организации деятельности воспитанников :
групповая;
индивидуально-групповая;
Основная форма организации занятий – групповая.Формы проведения занятий:
беседы;
практическое занятие;
Основная форма проведения занятий – учебное занятие.
В образовательном процессе используются следующие методы
по способу организации занятий:
словесный (рассказ, беседа, анализ проделанной работы);
- наглядный (показ иллюстраций, образцов, пособий, приемов работы педагогом,
работа по образцу, наблюдение);
- практический (показ хореографических движение и выполнение их
обучающимися, творческие задания). по способу усвоения изучаемого материала:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую
информацию;
14
-
репродуктивный – воспитанники
воспроизводят
полученные
знания
иосвоенные способы практической деятельности.
В рамках одного занятия педагогом используется столько форм занятий и методов
обучения, сколько необходимо для реализации поставленных цели и задач.
Методы диагностики результата:
метод рефлексии;
диагностическая беседа;
наблюдение;
конкурсы, открытые занятия.
Используемые педагогические технологии
по преобладающему методу:
объяснительно-иллюстративные;
развивающие;
творческие; по подходу к ребенку:
гуманно-личностные;
технологии сотрудничества;
технологии свободного воспитания.
15
5. Список использованной литературы
С. Руднева. Э. Фиш «Музыкальные движения». СПб, 2018.
Н.П. Базарова. В. Мей «Азбука классического танца». Лен-д, 1983.
Г. Берѐзова «Хореографическая работа с дошкольниками». Киев, 2002.
Г. А. Колодницкий «Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для
детей». Москва, 2000.
5) А. А. Потапчук «Лечебные игры и упражнения для детей», Спб, 2009
6) А. А, Потапчук Т. С. Овчинникова «Двигательный игротренинг для
дошкольников».Спб, 2009
1)
2)
3)
4)
16