Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественноэстетическому развитию воспитанников № 424 (МБДОУ - детский сад № 424) 620010, г. Екатеринбург, ул. Грибоедова, 2-б тел/факс. (343) 258-62-43, эл. почта: mdou424@eduekb.ru, сайт: http://424.tvoysadik.ru ___________________________________________________________________________ ПРИНЯТО: на заседании Педагогического совета Протокол от «31» августа 2023 г. № 5 УТВЕРЖДЕНО: Заведующий МБДОУ - детского сада № 424 ______________ Н.А. Огородникова Приказ от «31» августа 2023 г. № 57-о Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Хореография «Звездочки»» Направленность: художественная Возраст учащихся: 5-7 лет Срок реализации: 2 года Автор-составитель: Сентябова Надежда Валерьевна Педагог дополнительного образования Екатеринбург, 2023 1 ОГЛАВЛЕНИЕ 1. Пояснительная 1 записка 3 2. Учебно-тематический план 12 3. Содержание Программы 18 4. Методическое обеспечение Программы 34 5. Список литературы 42 2 1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная программа – общеразвивающая программа «Хореография «Звездочки»» (далее – Программа) является нормативно - управленческим документом Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения – детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию воспитанников № 424 (далее – МБДОУ), характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога с воспитанниками в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», описывает курс подготовки по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста с 5 до 7 лет, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Программа имеет художественную направленность. Основанием для разработки Программы являются нормативные правовые документы: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 года N 678-р. Приказ Министерства просвещения РФ от 29 ноября 2018г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (зарегистрирован в Минюсте России 29 ноября 2018г. № 52831). Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 года № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования». Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015г. № 09-3242 «О методических рекомендациях по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодѐжи (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28, зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020 г., регистрационный № 61573). Приложение, утвержденное приказом Министерства здравоохранения социального развития РФ от 26 августа 2010 года № 761н «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих». Устав МБДОУ (утв. Распоряжением Департамента образования Администрации города Екатеринбурга №635/46/36 от 30.03.2020 г.). Предлагаемая общеобразовательная программа по хореографии рассчитана для работы с детьми дошкольного возраста в рамках обучения в детском саду. И является для воспитанников дополнительным образованием. Программой предусмотрено приобретение детьми начальных танцевальных навыков и развитие музыкального слуха и ритма. Развитие природных хореографических данных и укрепление основных групп мышц. Занятия танцами формируют положительные эмоции. На занятиях раскрывается творческая индивидуальность каждого ребенка, дети общаются со своими сверстниками, привыкают к коллективу. Программа реализуется на бюджетной основе. Программа имеет художественную направленность и общекультурный уровень освоения. Актуальность программы состоит в том, что хореография способствует гармоничному развитию детей в дошкольном возрасте, учит их красоте и выразительности движений, формирует их фигуру, развивает физическую силу, выносливость, ловкость и смелость. Игровой танец обогащает детей яркими образными движениями, улучшает функции внимания, способствует эмоциональной разрядке. Систематические занятия хореографией гармонично развивают фигуру, способствуют устранению ряда физических недостатков (сутулости, 3 косолапости), вырабатывают правильную осанку и красивую походку. Все виды музыкальноритмической деятельности способствуют правильному выполнению основных движений. Повышаютих четкость, выразительность. Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что под влиянием музыкально-ритмической деятельности развиваются положительные качества личности ребенка: дети ставятся в такие условия, когда они должны проявить активность, инициативу, находчивость, решительность. Адресат программы: воспитанники ДОУ старшей и подготовительной групп. Цель программы - гармоничное развитие личности ребѐнка, способность к творческому самовыражению через танец. Отличительная особенность программы: включение в программу элементов игры и театрализации. Задачи: Воспитательные: 1. приобщение детей к здоровому образу жизни и гармонии тела, 2. воспитание дисциплины, трудолюбия, самостоятельности. Развивающие: 1. развитие общефизической подготовки, 2. развитие координации движений, 3. развитие выразительности и артистизма. Обучающие: 1. обучение технике выполнения движений, 2. формирование музыкально-ритмических навыков. Условия реализации образовательной программы: Предлагаемая образовательная программа по предмету «Хореография» предназначена для детей дошкольного возраста (5-7 лет). В группу принимаются все желающие. От детей не требуется наличие особых способностей, т.к. уровень программы довольно доступный. В группу второго года обучения принимается все желающие, имеющие необходимые знания, умения и навыки. Срок реализации программы: 2 года. Модуль 1. 1-й год обучения (5-6 лет): 80 часов (2 раза в неделю по 1 часу) Модуль 1. 2- й год обучения (6-7): 80 часов (2 раза в неделю по 1 часу) Режим проведения занятий Образовательный процесс строится в соответствии в возрастными особенностями детей и требованиями Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодѐжи (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28, зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020 г., регистрационный № 61573). Занятия по хореографии проводятся 2 раза в неделю в объеме 80 часов (с сентября по май) на 1-м, 2-м годах обучения. Продолжительность занятия детей 5-7 лет –1 академический час в 30 минут. Примерное построение занятий по программе Вводное занятие проводится в начале учебного года (первое занятие в учебном году). 4 Итоговые занятия проводятся 2 раза в год (1 раз в полугодие – последнее занятие декабря (1-е полугодие), последнее занятие мая (2-е полугодие). Открытые занятия проводятся 2 раза в год в соответствии с учебным планом работы МБДОУ, на которых возможно присутствие администрации МБДОУ и родителей воспитанников. Материально – техническое обеспечение 1. наличие хореографического зала с зеркалами и роялем 2. наличие музыкального сопровождения (магнитофон) 3. Диски с музыкальными материалами, флэш-карта с музыкальным оформлением 4. Инструкции по охране труда и технике безопасности. 5. Магнитофон. 6. Аудиоматериалы: аудиокассеты, диски с музыкальными композициями. 7. Гимнастические коврики. Планируемые результаты освоения программы: Личностные результаты: - учебно-познавательный интерес к хореографии; - ориентация на понимание причин успеха в творческой деятельности; - способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности; - основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, Метапредметные результаты: - сформированность чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с хореографическим искусством; - умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль своей творческой деятельности; Предметные результаты: - знание основных терминов, используемых в хореографии; - умение правильно исполнять основные элементы классического экзерсиса; - умение правильно держать осанку, подбородок и руки, при выполнении хореографических движений; - умение исполнять хореографические композиции, поставленные педагогом, в соответствии с программой обучения; - должны овладеть навыками музыкально-ритмической координации, знать технику выполнения упражнений; должны уметь исполнять танцевальные движения и элементы; развивается способность к творческому самовыражению; - дети должны знать технику выполнения упражнений, уметь ориентироваться в сложных перестроениях, уметь быстро переключать внимание, проявлять такие качества, как терпение, аккуратность, уметь общаться со своими сверстниками в коллективе. Способы определения результативности: Педагогическое наблюдение. Формы подведения итогов реализации программы: открытые, итоговые занятия 2 раза в год; принятие участия в концертной деятельности МБДОУ. 5 2. Учебно-тематический план Модуль 1. 1-й год обучения (5-6 лет) № п/п Название раздела, темы Количество часов Всего Теория Практика 1 Вводное занятие 1 1 - 2 Игровой экзерсис 12 1 11 3 Партер 18 4 Развитие мелкой моторики, мимики. Пантомима Ориентация в пространстве Музыкальные и игровые этюды 14 22 1 22 Итоговые занятия 1 - 1 80 3 77 5 6 7 Итого 18 0 12 14 12 Форма контроля Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение 6 Модуль 2. 2-й год обучения (6-7 лет) № п/п Название раздела, темы Количество часов Всего Теория Практика 1 Вводное занятие 1 1 - 2 Игровой экзерсис 8 - 8 3 Изоляция 8 1 7 4 Партер 12 5 Элементы классического танца Ориентация в пространстве Растяжка 14 8 9 6 7 Итого 12 1 13 10 10 10 10 Танцевальная комбинация 16 16 Итоговые занятия 1 - 1 80 3 77 Форма контроля Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение 7 3. Содержание Программы Содержание Программы Модуль 1. 1-й год обучения (5-6 лет) Задачи: Обучающие: 1. обучение технике выполнения движений, 2. формирование музыкально-ритмических навыков.Развивающие: 1. развитие общефизической подготовки, 2. развитие координации движений, 3. развитие выразительности и артистизма.Воспитательные: 1. приобщение детей к здоровому образу жизни и гармонии тела, 2. воспитание дисциплины, трудолюбия, самостоятельности. Планируемые результаты: Личностные результаты: - учебно-познавательный интерес к хореографии; - ориентация на понимание причин успеха в творческой деятельности; - способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности; - основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, уметь быстро переключать внимание, проявлять такие качества, как терпение, аккуратность, уметь общаться со своими сверстниками в коллективе. Метапредметные результаты: - сформированность чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с хореографическим искусством; - наличие развитой координации и музыкальности; - наличие коммуникативных навыков; - умение оценивать правильность исполнения движения; Предметные результаты: - знание основных терминов, используемых в хореографии; - умение правильно держать осанку, подбородок и руки, при выполнении хореографических движений; - умение исполнять хореографические композиции, поставленные педагогом, в соответствии с программой обучения; - должны овладеть навыками музыкально-ритмической координации, знать технику выполнения упражнений; должны уметь исполнять танцевальные движения и элементы; развивается способность к творческому самовыражению; - дети должны знать технику выполнения упражнений, уметь ориентироваться в сложных перестроениях. Особенности группы первого года обучения. На первом году обучения происходит гармоничное развитие личности ребѐнка, способность к творческому самовыражению через танец. Развитие и укрепление основных групп мышц на начальном этапе обучения хореографией. 8 № Тема 1. Вводное занятие Содержание программы Теория: Введение в предмет. Техника безопасности. знакомство с понятием «хореография»; рассказ о хореографических жанрах: вальс, полька, хоровод. Знакомство с хореографическим классом (работа со станком, с зеркалами). 2. Игровой экзерсис Теория: рассказ о связи мелодии и движения; знакомство: с движениями в разных темпах (быстром, медленном, умеренном); с музыкальным размером (2/4, 3/4, 4/4); с контрастом в музыке: веселая - грустная; перестроением из одних рисунков в другие; поворотами вправо и влево. Практика: упражнения для разогрева: головы (говорим да, нет ,ай ай ай), плеч (подъѐм, опускание, вращение), торса (наклоны, повороты), ног (приставные шаги, махи ногами), стоп. наклоны во все стороны скручивание корпуса повороты вправо и влево шаг на полупальцах, шаг на пятках, бег, галоп по кругу приседания по различным позициям (I, II, III, VI), «пружинка» «веселые куклы – грустные куклы» Вальсовый шаг, шаг полька, подскоки 3. Партер Теория: Знакомство с понятием «партерная гимнастика» (упражнения на полу) Практика: развитие стоп point, flax развитие мышц спины (лежа на животе подъем рук и ног по очереди и одновременно) развитие коленного и тазобедренного суставов («велосипед», «бабочка», «лягушка») развитие мышц рук развитие мышц ног (подъѐм и опускание по очереди и одновременно) развитие мышц торса (сидим по-турецки; вытягиваем, наклоняем, скручиваем торс; наклоны и повороты) 9 Теория: знакомство с понятием «выразительность в танце» знакомство с различными образами эмоциональная выразительность танцевальных образов Практика: развитие мелкой моторики: для пальцев рук (сжатие в кулак, расслабление, «пальчики здороваются») развитие мимики: поднятие и опускание бровей; для глаз (смотрим вверх, вниз, влево, вправо, по кругу, «Варвара»); для щек (надуваем шарик, сдуваем шарик); для губ (в трубочку, улыбка, звуки а ,о ,и); для ушей («обезьянка»). рисование частей лица: брови, глаза, нос, рот, щеки, уши. «делаем» гримасы: веселые, грустные, удивленные и др. Игры: «охота на льва» «моль» «мишка косолапый» «дерево» «цветочек распускается» «кошка умывается» в Практика: изучение рисунков: круг, квадрат, диагональ, змейка. построение по линиям 4. Развитие мелкой моторики, мимики. Пантомима 5. Ориентация пространстве 6. Теория: Музыкальное развитие, этюды и изучение эмоциональной окраски танца Практика: игры разучивание элементов танцев: элементы польки: шаг полька, подскоки, галоп, приседания; элементы хоровода: ход на полупальцах, повороты, работа в парах. разучивание танцевальных рисунков: змейка, круг, диагональ проучивание этюдов на образы, на рисунки танца, на импровизацию, игровых этюдов игра «Воздушный шар» игра «Успей передать» игра «Огонек» 7. Итоговые занятия Подведение итогов. 10 Содержание Программы Модуль 1. 1-й год обучения (5-6 лет) Задачи: Обучающие: 1. обучение технике выполнения движений, 2. формирование музыкально-ритмических навыков.Развивающие: 1. развитие общефизической подготовки, 2. развитие координации движений, 3. развитие выразительности и артистизма.Воспитательные: 1. приобщение детей к здоровому образу жизни и гармонии тела, 2. воспитание дисциплины, трудолюбия, самостоятельности. Планируемые результаты: Личностные результаты: - учебно-познавательный интерес к хореографии; - ориентация на понимание причин успеха в творческой деятельности; - способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности; - основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, уметь быстро переключать внимание, проявлять такие качества, как терпение, аккуратность, уметь общаться со своими сверстниками в коллективе. Метапредметные результаты: - сформированность чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с хореографическим искусством; - умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль своей творческойдеятельности; Предметные результаты: - знание основных терминов, используемых в хореографии; - умение правильно исполнять основные элементы классического экзерсиса; - умение правильно держать осанку, подбородок и руки, при выполнении хореографических движений; - умение исполнять хореографические композиции, поставленные педагогом, в соответствии с программой обучения; - должны овладеть навыками музыкально-ритмической координации, знать технику выполнения упражнений; должны уметь исполнять танцевальные движения и элементы; развивается способность к творческому самовыражению; - дети должны знать технику выполнения упражнений, уметь ориентироваться в сложных перестроениях. 11 1 2 Вводное занятие Введение в предмет. Техника безопасности. Практика: Игровой разогрев стоп экзерсис разогрев коленного сустава и подколенных связок разогрев тазобедренного сустава и мышц паха разогрев мышц спины и торса упражнения свингового характера для расслабления 3 Изоляция 4 Партер 5 Элементы классического танца 6 Ориентация пространстве 7 Растяжка Теория: Знакомство с понятием «изоляция» Практика: Упражнения на отделение различных частей тела: Голова - наклоны, повороты, круг, квадрат Плечи - подъѐм, опускание, вращение Грудная клетка – смещение по всем направлениям Стопы – подъем и опускание Практика: развитие мышц стоп – point,flax развитие мышц пресса – подъѐм и опускание ног, корпуса развитие мышц рук развитие мышц спины – «лодочка», «рыбка» развитие гибкости – «кошка», «кобра» Теория: понятие «экзерсис» позиции рук и ног понятие «выворотность» Практика: Экзерсис на середине зала: demi plie grand plie battement tendu battement jete rond de jamb parter grand b. jete releves в Практика: Изучение рисунков: диагональ, круг, змейка. Прыжки: поджатые, soute Вращения: подскоки в повороте, soutenu Теория: Правила стрейчинга: осторожность, внимательность, наличие разогретых мышц. Практика: упражнения на растяжку: спирали, шпагат продольный, поперечный, растяжка задней поверхности ноги. 12 8 Танцевальная комбинация Теория: изучение эмоциональной окраски танца изучение характера движений Практика: разучивание элементов танца: элементы польки: шаг полька, подскоки, галоп, приседания; элементы хоровода: ход на полупальцах, повороты, работа в парах, припадание, гармошка; элементы вальса: вальсовый шаг, balance. разучивание танцевальных рисунков: змейка, круг, построение на линии, диагональ постановка танца 9. Итоговые занятия Подведение итогов. 13 4. Методическое обеспечение Программы Оценочные материалы. На различных этапах обучения используются различные виды и формы контроля. Форма предварительного контроля: устный опрос. Формы текущего контроля: наблюдение; устный опрос; самоконтроль; взаимоконторль; тестирование. Формы промежуточного контроля: обследование умений и навыков работы по изготовлению мягкой игрушки. Итоговые формы контроля: диагностические карты (Приложение №1); критерии освоения образовательной программы на каждый обучения (Приложение №2). Формы подведения итогов реализации образовательного процесса (по завершению процесса обучения): итоговые и открытые занятия; участие обучающихся в концертах, конкурсах различного уровня. Текущая оценка знаний и умений учащегося производится педагогом каждое занятие в процессе наблюдения за деятельностью воспитанников . Также в процессе каждого занятия учащимися осуществляется самоконтроль и взаимоконтроль. Результат педагогических наблюдений фиксируется в диагностической карте два раза в году: в декабре (промежуточный этап контроля), в апреле-мае (итоговый этап). Заполнение диагностических карт осуществляется согласно критериям, самостоятельно разработанным педагогом на каждый год обучения. Анализ диагностических карт дает возможность педагогу оценить эффективность образовательного процесса, осуществить его коррекцию и доработку. Чтобы достичь поставленной цели программы, используются разнообразные методы обучения и формы организации и проведения занятий. Методические материалы. Формы организации деятельности воспитанников : групповая; индивидуально-групповая; Основная форма организации занятий – групповая.Формы проведения занятий: беседы; практическое занятие; Основная форма проведения занятий – учебное занятие. В образовательном процессе используются следующие методы по способу организации занятий: словесный (рассказ, беседа, анализ проделанной работы); - наглядный (показ иллюстраций, образцов, пособий, приемов работы педагогом, работа по образцу, наблюдение); - практический (показ хореографических движение и выполнение их обучающимися, творческие задания). по способу усвоения изучаемого материала: - объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию; 14 - репродуктивный – воспитанники воспроизводят полученные знания иосвоенные способы практической деятельности. В рамках одного занятия педагогом используется столько форм занятий и методов обучения, сколько необходимо для реализации поставленных цели и задач. Методы диагностики результата: метод рефлексии; диагностическая беседа; наблюдение; конкурсы, открытые занятия. Используемые педагогические технологии по преобладающему методу: объяснительно-иллюстративные; развивающие; творческие; по подходу к ребенку: гуманно-личностные; технологии сотрудничества; технологии свободного воспитания. 15 5. Список использованной литературы С. Руднева. Э. Фиш «Музыкальные движения». СПб, 2018. Н.П. Базарова. В. Мей «Азбука классического танца». Лен-д, 1983. Г. Берѐзова «Хореографическая работа с дошкольниками». Киев, 2002. Г. А. Колодницкий «Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей». Москва, 2000. 5) А. А. Потапчук «Лечебные игры и упражнения для детей», Спб, 2009 6) А. А, Потапчук Т. С. Овчинникова «Двигательный игротренинг для дошкольников».Спб, 2009 1) 2) 3) 4) 16