ДОП Хореография Звездочки

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественноэстетическому развитию воспитанников № 424
(МБДОУ - детский сад № 424)
620010, г. Екатеринбург, ул. Грибоедова, 2-б
тел/факс. (343) 258-62-43, эл. почта: mdou424@eduekb.ru, сайт: http://424.tvoysadik.ru
___________________________________________________________________________

ПРИНЯТО:
на заседании Педагогического совета
Протокол от «31» августа 2023 г. № 5

УТВЕРЖДЕНО:
Заведующий
МБДОУ - детского сада № 424
______________ Н.А. Огородникова
Приказ от «31» августа 2023 г. № 57-о

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Хореография «Звездочки»»
Направленность: художественная
Возраст учащихся: 5-7 лет
Срок реализации: 2 года

Автор-составитель:
Сентябова Надежда Валерьевна
Педагог дополнительного образования

Екатеринбург, 2023

1

ОГЛАВЛЕНИЕ
1.

Пояснительная
1
записка

3

2.

Учебно-тематический план

12

3.

Содержание Программы

18

4.

Методическое обеспечение Программы

34

5.

Список литературы

42

2

1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа – общеразвивающая программа
«Хореография «Звездочки»» (далее – Программа) является нормативно - управленческим
документом Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения –
детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по
художественно-эстетическому развитию воспитанников № 424 (далее – МБДОУ),
характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога с
воспитанниками в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»,
описывает курс подготовки по художественно-эстетическому развитию детей старшего
дошкольного возраста с 5 до 7 лет, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Программа имеет художественную направленность.
Основанием для разработки Программы являются нормативные правовые документы:
 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
 Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная
Распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 года N 678-р.
 Приказ Министерства просвещения РФ от 29 ноября 2018г. №196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» (зарегистрирован в Минюсте России 29 ноября 2018г. №
52831).
 Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 года № 06-1844 «О примерных
требованиях к программам дополнительного образования».
 Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015г. № 09-3242 «О методических
рекомендациях по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
 Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодѐжи (утверждены
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28
сентября 2020 г. № 28, зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020 г.,
регистрационный № 61573).
 Приложение, утвержденное приказом Министерства здравоохранения социального
развития РФ от 26 августа 2010 года № 761н «Единый квалификационный справочник
должностей руководителей, специалистов и служащих».
 Устав МБДОУ (утв. Распоряжением Департамента образования Администрации
города Екатеринбурга №635/46/36 от 30.03.2020 г.).
Предлагаемая общеобразовательная программа по хореографии рассчитана для работы с
детьми дошкольного возраста в рамках обучения в детском саду. И является для воспитанников
дополнительным образованием. Программой предусмотрено приобретение детьми начальных
танцевальных навыков и развитие музыкального слуха и ритма. Развитие природных
хореографических данных и укрепление основных групп мышц. Занятия танцами формируют
положительные эмоции. На занятиях раскрывается творческая индивидуальность каждого
ребенка, дети общаются со своими сверстниками, привыкают к коллективу. Программа
реализуется на бюджетной основе. Программа имеет художественную направленность и
общекультурный уровень освоения.
Актуальность программы состоит в том, что хореография способствует гармоничному
развитию детей в дошкольном возрасте, учит их красоте и выразительности движений,
формирует их фигуру, развивает физическую силу, выносливость, ловкость и смелость.
Игровой танец обогащает детей яркими образными движениями, улучшает функции внимания,
способствует эмоциональной разрядке. Систематические занятия хореографией гармонично
развивают фигуру, способствуют устранению ряда физических недостатков (сутулости,
3

косолапости), вырабатывают правильную осанку и красивую походку. Все виды музыкальноритмической деятельности способствуют правильному выполнению основных движений.
Повышаютих четкость, выразительность.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что под влиянием
музыкально-ритмической деятельности развиваются положительные качества личности
ребенка: дети ставятся в такие условия, когда они должны проявить активность, инициативу,
находчивость, решительность.
Адресат программы: воспитанники ДОУ старшей и подготовительной групп.
Цель программы - гармоничное развитие личности ребѐнка, способность к
творческому самовыражению через танец.
Отличительная особенность программы: включение в программу элементов игры и
театрализации.
Задачи:
Воспитательные:
1.
приобщение детей к здоровому образу жизни и гармонии тела,
2.
воспитание дисциплины, трудолюбия, самостоятельности.
Развивающие:
1.
развитие общефизической подготовки,
2.
развитие координации движений,
3.
развитие выразительности и артистизма.
Обучающие:
1.
обучение технике выполнения движений,
2.
формирование музыкально-ритмических навыков.
Условия реализации образовательной программы:

Предлагаемая образовательная программа по предмету «Хореография» предназначена
для детей дошкольного возраста (5-7 лет). В группу принимаются все желающие. От детей не
требуется наличие особых способностей, т.к. уровень программы довольно доступный. В
группу второго года обучения принимается все желающие, имеющие необходимые знания,
умения и навыки.
Срок реализации программы: 2 года.
Модуль 1. 1-й год обучения (5-6 лет):
 80 часов (2 раза в неделю по 1 часу)
Модуль 1. 2- й год обучения (6-7):
 80 часов (2 раза в неделю по 1 часу)
Режим проведения занятий
Образовательный процесс строится в соответствии в возрастными особенностями детей и
требованиями Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования
к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодѐжи (утверждены
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28
сентября 2020 г. № 28, зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020 г.,
регистрационный № 61573).
Занятия по хореографии проводятся 2 раза в неделю в объеме 80 часов (с сентября по
май) на 1-м, 2-м годах обучения. Продолжительность занятия детей 5-7 лет –1 академический
час в 30 минут.
Примерное построение занятий по программе
Вводное занятие проводится в начале учебного года (первое занятие в учебном году).
4

Итоговые занятия проводятся 2 раза в год (1 раз в полугодие – последнее занятие декабря (1-е
полугодие), последнее занятие мая (2-е полугодие).
Открытые занятия проводятся 2 раза в год в соответствии с учебным планом работы
МБДОУ, на которых возможно присутствие администрации МБДОУ и родителей
воспитанников.
Материально – техническое обеспечение
1. наличие хореографического зала с зеркалами и роялем
2. наличие музыкального сопровождения (магнитофон)
3. Диски с музыкальными материалами, флэш-карта с музыкальным оформлением
4. Инструкции по охране труда и технике безопасности.
5. Магнитофон.
6. Аудиоматериалы: аудиокассеты, диски с музыкальными композициями.
7. Гимнастические коврики.
Планируемые результаты освоения программы:
Личностные результаты:
- учебно-познавательный интерес к хореографии;
- ориентация на понимание причин успеха в творческой деятельности;
- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
- основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие,
организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность,
Метапредметные результаты:
- сформированность чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с
хореографическим искусством;
- умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль своей творческой деятельности;
Предметные результаты:
- знание основных терминов, используемых в хореографии;
- умение правильно исполнять основные элементы классического экзерсиса;
- умение правильно держать осанку, подбородок и руки, при выполнении
хореографических движений;
- умение исполнять хореографические композиции, поставленные педагогом, в
соответствии с программой обучения;
- должны овладеть навыками музыкально-ритмической координации, знать технику
выполнения упражнений;
должны уметь исполнять танцевальные движения и элементы; развивается
способность к творческому самовыражению;
- дети должны знать технику выполнения упражнений, уметь ориентироваться в
сложных перестроениях, уметь быстро переключать внимание, проявлять такие качества, как
терпение, аккуратность, уметь общаться со своими сверстниками в коллективе.
Способы определения результативности:
 Педагогическое наблюдение.
Формы подведения итогов реализации программы: открытые, итоговые занятия 2
раза в год; принятие участия в концертной деятельности МБДОУ.

5

2. Учебно-тематический план
Модуль 1. 1-й год обучения
(5-6 лет)
№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов
Всего
Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

1

-

2

Игровой экзерсис

12

1

11

3

Партер

18

4

Развитие мелкой
моторики, мимики.
Пантомима
Ориентация в
пространстве
Музыкальные и игровые
этюды

14

22

1

22

Итоговые занятия

1

-

1

80

3

77

5
6
7
Итого

18
0

12

14

12

Форма
контроля
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

6

Модуль 2. 2-й год обучения
(6-7 лет)
№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов
Всего
Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

1

-

2

Игровой экзерсис

8

-

8

3

Изоляция

8

1

7

4

Партер

12

5

Элементы классического
танца
Ориентация в
пространстве
Растяжка

14

8
9

6
7

Итого

12
1

13

10

10

10

10

Танцевальная
комбинация

16

16

Итоговые занятия

1

-

1

80

3

77

Форма
контроля
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

7

3. Содержание Программы
Содержание Программы
Модуль 1. 1-й год обучения
(5-6 лет)

Задачи:
Обучающие:
1.
обучение технике выполнения движений,
2.
формирование музыкально-ритмических навыков.Развивающие:
1.
развитие общефизической подготовки,
2.
развитие координации движений,
3.
развитие выразительности и артистизма.Воспитательные:
1.
приобщение детей к здоровому образу жизни и гармонии тела,
2.
воспитание дисциплины, трудолюбия, самостоятельности.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
- учебно-познавательный интерес к хореографии;
- ориентация на понимание причин успеха в творческой деятельности;
- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
- основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие,
организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность,
уметь быстро переключать внимание, проявлять такие качества, как терпение,
аккуратность, уметь общаться со своими сверстниками в коллективе.
Метапредметные результаты:
- сформированность чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с
хореографическим искусством;
- наличие развитой координации и музыкальности;
- наличие коммуникативных навыков;
- умение оценивать правильность исполнения движения;
Предметные результаты:
- знание основных терминов, используемых в хореографии;
- умение правильно держать осанку, подбородок и руки, при выполнении
хореографических движений;
- умение исполнять хореографические композиции, поставленные педагогом, в
соответствии с программой обучения;
- должны овладеть навыками музыкально-ритмической координации, знать
технику выполнения упражнений;
должны уметь исполнять танцевальные движения и элементы; развивается
способность к творческому самовыражению;
- дети должны знать технику выполнения упражнений, уметь ориентироваться в
сложных перестроениях.
Особенности группы первого года обучения. На первом году обучения происходит
гармоничное развитие личности ребѐнка, способность к творческому самовыражению через
танец. Развитие и укрепление основных групп мышц на начальном этапе обучения
хореографией.

8

№
Тема
1.
Вводное занятие

Содержание программы
Теория:
Введение в предмет. Техника безопасности.
знакомство с понятием «хореография»;
рассказ о хореографических жанрах: вальс, полька, хоровод.
Знакомство с хореографическим классом (работа со станком,
с зеркалами).

2.

Игровой экзерсис Теория:
рассказ о связи мелодии и движения;
знакомство: с движениями в разных темпах (быстром,
медленном, умеренном); с музыкальным размером (2/4, 3/4,
4/4); с контрастом в музыке: веселая - грустная;
перестроением из одних рисунков в другие; поворотами
вправо и влево.
Практика:
упражнения для разогрева: головы (говорим да, нет ,ай ай ай),
плеч (подъѐм, опускание, вращение), торса (наклоны,
повороты), ног (приставные шаги, махи ногами), стоп.
наклоны во все стороны
скручивание корпуса
повороты вправо и влево
шаг на полупальцах, шаг на пятках, бег, галоп по кругу
приседания по различным позициям (I, II, III, VI),
«пружинка»
«веселые куклы – грустные куклы»
Вальсовый шаг, шаг полька, подскоки

3.

Партер

Теория:
Знакомство с понятием «партерная гимнастика» (упражнения
на полу)
Практика:
развитие стоп point, flax
развитие мышц спины (лежа на животе подъем рук и ног по
очереди и одновременно)
развитие коленного и тазобедренного суставов («велосипед»,
«бабочка», «лягушка»)
развитие мышц рук
развитие мышц ног (подъѐм и опускание по очереди и
одновременно)
развитие мышц торса (сидим по-турецки; вытягиваем,
наклоняем, скручиваем торс; наклоны и повороты)

9

Теория:
знакомство с понятием «выразительность в танце»
знакомство с различными образами
эмоциональная выразительность танцевальных образов
Практика:
развитие мелкой моторики: для пальцев рук (сжатие в кулак,
расслабление, «пальчики здороваются»)
развитие мимики: поднятие и опускание бровей; для глаз
(смотрим вверх, вниз, влево, вправо, по кругу, «Варвара»);
для щек (надуваем шарик, сдуваем шарик); для губ (в
трубочку, улыбка, звуки а ,о ,и); для ушей («обезьянка»).
рисование частей лица: брови, глаза, нос, рот, щеки, уши.
«делаем» гримасы: веселые, грустные, удивленные и др.
Игры:
«охота на льва»
«моль»
«мишка косолапый»
«дерево»
«цветочек распускается»
«кошка умывается»
в Практика:
изучение рисунков: круг, квадрат, диагональ, змейка.
построение по линиям

4.

Развитие мелкой
моторики,
мимики.
Пантомима

5.

Ориентация
пространстве

6.

Теория:
Музыкальное
развитие, этюды и изучение эмоциональной окраски танца
Практика:
игры
разучивание элементов танцев:
элементы польки: шаг полька, подскоки, галоп, приседания;
элементы хоровода: ход на полупальцах, повороты, работа в
парах.
разучивание танцевальных рисунков: змейка, круг, диагональ
проучивание этюдов на образы, на рисунки танца, на
импровизацию, игровых этюдов
игра «Воздушный шар»
игра «Успей передать»
игра «Огонек»

7.

Итоговые занятия Подведение итогов.

10

Содержание Программы
Модуль 1. 1-й год обучения
(5-6 лет)

Задачи:
Обучающие:
1.
обучение технике выполнения движений,
2.
формирование музыкально-ритмических навыков.Развивающие:
1.
развитие общефизической подготовки,
2.
развитие координации движений,
3.
развитие выразительности и артистизма.Воспитательные:
1.
приобщение детей к здоровому образу жизни и гармонии тела,
2.
воспитание дисциплины, трудолюбия, самостоятельности.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
- учебно-познавательный интерес к хореографии;
- ориентация на понимание причин успеха в творческой деятельности;
- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
- основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие,
организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность,
уметь быстро переключать внимание, проявлять такие качества, как терпение,
аккуратность, уметь общаться со своими сверстниками в коллективе.
Метапредметные результаты:
- сформированность чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с
хореографическим искусством;
- умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль своей творческойдеятельности;
Предметные результаты:
- знание основных терминов, используемых в хореографии;
- умение правильно исполнять основные элементы классического экзерсиса;
- умение правильно держать осанку, подбородок и руки, при выполнении
хореографических движений;
- умение исполнять хореографические композиции, поставленные педагогом, в
соответствии с программой обучения;
- должны овладеть навыками музыкально-ритмической координации, знать
технику выполнения упражнений;
должны уметь исполнять танцевальные движения и элементы; развивается
способность к творческому самовыражению;
- дети должны знать технику выполнения упражнений, уметь ориентироваться в
сложных перестроениях.

11

1
2

Вводное занятие
Введение в предмет. Техника безопасности.
Практика:
Игровой
разогрев стоп
экзерсис
разогрев коленного сустава и подколенных связок
разогрев тазобедренного сустава и мышц паха
разогрев мышц спины и торса
упражнения свингового характера для расслабления

3

Изоляция

4

Партер

5

Элементы
классического
танца

6

Ориентация
пространстве

7

Растяжка

Теория:
Знакомство с понятием «изоляция»
Практика:
Упражнения на отделение различных частей тела:
Голова - наклоны, повороты, круг, квадрат
Плечи - подъѐм, опускание, вращение
Грудная клетка – смещение по всем направлениям
Стопы – подъем и опускание
Практика:
развитие мышц стоп – point,flax
развитие мышц пресса – подъѐм и опускание ног, корпуса
развитие мышц рук
развитие мышц спины – «лодочка», «рыбка»
развитие гибкости – «кошка», «кобра»
Теория:
понятие «экзерсис»
позиции рук и ног
понятие «выворотность»
Практика:
Экзерсис на середине зала:
demi plie
grand plie
battement tendu
battement jete
rond de jamb parter
grand b. jete
releves
в Практика:
Изучение рисунков: диагональ, круг, змейка.
Прыжки: поджатые, soute
Вращения: подскоки в повороте, soutenu
Теория:
Правила стрейчинга: осторожность, внимательность, наличие
разогретых мышц.
Практика:
упражнения на растяжку: спирали, шпагат продольный,
поперечный, растяжка задней поверхности ноги.

12

8

Танцевальная
комбинация

Теория:
изучение эмоциональной окраски танца
изучение характера движений
Практика:
разучивание элементов танца:
элементы польки: шаг полька, подскоки, галоп, приседания;
элементы хоровода: ход на полупальцах, повороты, работа в
парах, припадание, гармошка;
элементы вальса: вальсовый шаг, balance.
разучивание
танцевальных
рисунков:
змейка,
круг,
построение на линии, диагональ
постановка танца

9.

Итоговые
занятия

Подведение итогов.

13

4. Методическое обеспечение Программы

Оценочные материалы.
На различных этапах обучения используются различные виды и формы контроля.
Форма предварительного контроля:
 устный опрос.
Формы текущего контроля:
 наблюдение;
 устный опрос;
 самоконтроль;
 взаимоконторль;
 тестирование.
Формы промежуточного контроля:
 обследование умений и навыков работы по изготовлению мягкой игрушки.
Итоговые формы контроля:
 диагностические карты (Приложение №1);
 критерии освоения образовательной программы на каждый обучения
(Приложение №2).
Формы
подведения итогов реализации образовательного процесса (по
завершению процесса обучения):
 итоговые и открытые занятия;
 участие обучающихся в концертах, конкурсах различного уровня.
Текущая оценка знаний и умений учащегося производится педагогом каждое занятие в
процессе наблюдения за деятельностью воспитанников . Также в процессе каждого занятия
учащимися осуществляется самоконтроль и взаимоконтроль.
Результат педагогических наблюдений фиксируется в диагностической карте два раза в
году: в декабре (промежуточный этап контроля), в апреле-мае (итоговый этап). Заполнение
диагностических карт осуществляется согласно критериям, самостоятельно разработанным
педагогом на каждый год обучения. Анализ диагностических карт дает возможность педагогу
оценить эффективность образовательного процесса, осуществить его коррекцию и доработку.
Чтобы достичь поставленной цели программы, используются разнообразные методы
обучения и формы организации и проведения занятий.
Методические материалы.
Формы организации деятельности воспитанников :
групповая;
индивидуально-групповая;
Основная форма организации занятий – групповая.Формы проведения занятий:

беседы;

практическое занятие;
Основная форма проведения занятий – учебное занятие.
В образовательном процессе используются следующие методы
по способу организации занятий:
словесный (рассказ, беседа, анализ проделанной работы);
- наглядный (показ иллюстраций, образцов, пособий, приемов работы педагогом,
работа по образцу, наблюдение);
- практический (показ хореографических движение и выполнение их
обучающимися, творческие задания). по способу усвоения изучаемого материала:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую
информацию;
14

-

репродуктивный – воспитанники
воспроизводят
полученные
знания
иосвоенные способы практической деятельности.
В рамках одного занятия педагогом используется столько форм занятий и методов
обучения, сколько необходимо для реализации поставленных цели и задач.
Методы диагностики результата:
 метод рефлексии;
 диагностическая беседа;
 наблюдение;
 конкурсы, открытые занятия.
Используемые педагогические технологии
по преобладающему методу:

объяснительно-иллюстративные;

развивающие;

творческие; по подходу к ребенку:

гуманно-личностные;

технологии сотрудничества;

технологии свободного воспитания.

15

5. Список использованной литературы
С. Руднева. Э. Фиш «Музыкальные движения». СПб, 2018.
Н.П. Базарова. В. Мей «Азбука классического танца». Лен-д, 1983.
Г. Берѐзова «Хореографическая работа с дошкольниками». Киев, 2002.
Г. А. Колодницкий «Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для
детей». Москва, 2000.
5) А. А. Потапчук «Лечебные игры и упражнения для детей», Спб, 2009
6) А. А, Потапчук Т. С. Овчинникова «Двигательный игротренинг для
дошкольников».Спб, 2009
1)
2)
3)
4)

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».