01.02.2021
Технология была предложена
Н.А.Коротковой, как одна из форм познавательно – исследовательской деятельности
для детей старшего дошкольного возраста
Термин «река времени» придуман не
Н. А. Коротковой, она позаимствовала его у английского писателя Дональда
Биссета, придумавшего его для повести-сказки «Путешествие дядюшки Тик-Так».
Технология «путешествие по «реке
времени» направлена на освоение временных отношений (представлений об
историческом времени – от прошлого к настоящему); развивает целостное
восприятие мира, логическое мышление, устанавливает причинно-следственные
связи, последовательность развития мира по каждому направлению.
Путешествия «по реке времени» –
одна из наиболее интересных и доступных игровых форм представления детям
целостной картины мира. Именно она позволяет дать детям представления об
историческом времени; осознанно находить связи, отношения между явлениями
окружающего мира и фиксации этих связей как своеобразного результата
собственной деятельности. Игры-путешествия можно использовать в НОД, в
самостоятельной деятельности детей, а также в образовательной деятельности
в режимных моментах.
Дидактическое пособие «река
времени» – это длинный лист (вначале это могут быть обои или склеенные листы
ватмана, примерным размером 50х160 см или 60х18), на котором полосой синего
цвета во всю длину обозначена река. Вдоль «реки времени» намечаются несколько
«остановок», с нестрогими, интуитивно понятными детям названиями. К примеру:
«древность» - «старина» - «наше время». «Древность» – это эпоха древнего мира
первобытных людей; «старина» – примерно мир средневековья и чуть позже, «наше
время» - современный мир, может быть и будущее.
Карта-панно «река времени»
символизирует линейное движение исторического времени: от прошлого к
настоящему.
На панно заранее наклеиваются
небольшие иллюстрации— «метки» каждой остановке во времени. Такими символами -
«метками» являются изображения человека в типичной для исторической эпохи среде
(например, кочевники у костра и шалаша, жители средневекового города-крепости,
обитатели современного города). Возможны и другие метки символы – может жилища
или еще что-то характерное для определенной исторической эпохи.