Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по
художественно-эстетическому развитию воспитанников № 424
(МБДОУ – детский сад № 424)
620010, г. Екатеринбург, ул. Грибоедова, 2-б, тел.: 258-62-43,
e-mail: mdou424@eduekb.ru, сайт: http://424.tvoysadik.ru
________________________________________________________________________
ПРИНЯТО
на заседании Педагогического совета
Протокол от «29» августа 2025 г. №5
УТВЕРЖДЕНО:
Заведующий
МБДОУ – детского сада № 424
______________ Н.А. Огородникова
Приказ от «29» августа 2025 г. № 56-о
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социальнопедагогической направленности
«Логика и математика»
Возраст обучающихся (воспитанников): 6-7 лет
Срок реализации: 1 год
Разработана на основе авторской программы
«Математические ступеньки» Е.В. Колесниковой
Автор-составитель:
Педагог
дополнительного образования
Батуева А.В.
Екатеринбург, 2025 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ «ЛОГИКА И
МАТЕМАТИКА»………………………………... ………………………...………….........
3
1.1 Пояснительная записка………………………………………………………….......
3
1.2 Цель и задачи Программы…………………………………………………………...
6
1.3 Учебный план………………………………………………………………………...
7
1.4 Содержание Программы…………………………………………………………….. 7
1.5 Планируемые результаты………………………………………………………........
9
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
10
УСЛОВИЙ…………………………………………………………...………………………...
2.1 Календарный учебный план………………………………………………............
10
2.2 Условия реализации Программы……………………………………………………
16
2.3 Формы контроля ……………………………………………………………………..
17
2.4 Оценочные материалы……………………………………………………………….
17
2.5 Методическое обеспечение………………………………………………………….
18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………..... 20
2
1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
«ЛОГИКА И МАТЕМАТИКА»
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная
общеобразовательная
программа
социально-педагогической
направленности «Логика и математика» (далее – Программа) является нормативноуправленческим документом Муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения – детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
деятельности по художественно-эстетическому развитию воспитанников №424 (далее
МБДОУ), характеризующим систему организации образовательной деятельности педагога с
воспитанниками старшего дошкольного возраста с 6 до 7 лет в рамках образовательной области
«Познавательное развитие», с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Основанием для разработки дополнительной общеобразовательной программы являются
следующие нормативные правовые документы:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Письмо Министерства образования РФ от 18 июня 2003 г. № 28-02-484/16
«Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного
образования детей»;
Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к
программам дополнительного образования детей»;
Приказ Министерства Просвещения РФ от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении
порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р
«Концепция развития дополнительного образования детей»;
Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии
развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26
«Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных
организаций»;
3
Приоритетный
проект
«Доступное
дополнительное
образование
для
детей»,
утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому
развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 ноября 2016 г. № 11);
Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении методических
рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые)»;
Устав МБДОУ – детского сада №424 (утв. Распоряжением Управления образования
Администрации города Екатеринбурга №2336/46/36 от 16.12.2015 г.).
Дошкольный возраст – самый благоприятный период для интенсивного развития
умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития.
Навыки, умения, приобретѐнные в дошкольный период, служат фундаментом для получения
знаний и развития способностей на следующем этапе развития – младшем школьном возрасте.
Математическое развитие ребенка – это не только умение дошкольника считать и решать
арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения,
зависимости, оперировать предметами, знаками и символами.
Математическое развитие детей является длительным и весьма трудоѐмким процессом
для дошкольников, так как формирование основных приѐмов логического познания требует не
только высокой активности умственной деятельности, но и обобщѐнных знаний об общих и
существенных признаках предметов и явлений действительности.
Актуальность Программы обусловлена необходимостью развития математических
способностей,
познавательных
интересов
и
формирования
предпосылок
к
учебной
деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Навыки и умения, приобретенные
ребенком в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития
способностей в дальнейшем, при обучении в школе. И важнейшим среди этих навыков является
навык логического мышления, способность «действовать в уме».
Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, будет труднее решать
задачи, выполнение упражнений потребует больших затрат времени и сил. В результате может
пострадать здоровье ребенка, ослабнет или вовсе угаснет интерес к учению.
Овладев логическими операциями, ребенок будет более внимательным, научится
мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы.
Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить
радость и удовлетворение.
В работе с дошкольниками над развитием познавательных процессов одним из
необходимых условий их успешного развития и обучения является системность, то есть
система специальных игр и упражнений с последовательно развивающимся и усложняющимся
4
содержанием, с дидактическими задачами, игровыми действиями и правилами. Отдельно
взятые игры и упражнения могут быть очень интересны, но, используя их вне системы, нельзя
достичь желаемого обучающего и развивающего результата. В данной программе показано как
через специальные игры и упражнения можно сформировать умение детей самостоятельно
устанавливать логические отношения в окружающей действительности.
Направленность Программы. Направленность программы – социально-педагогическая:
создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопление
нравственного и практического опыта.
Содержание Программы ориентировано на развитие математических способностей
детей 6-7 лет, осуществляемое в двух направлениях: систематизация и учет математических
знаний, полученных из разных источников (игры, общения, предыдущего обучения и т.д.);
организация работы с детьми по освоению содержания Программы.
Отличительная особенность программы состоит в создании системы
которых
занятий, на
используются современные учебно-игровые пособия, способствующие развитию
логического мышления: «Логические блоки Дьенеша», «Палочки Кюизенера», «Танграм»,
«Колумбово яйцо». Учебно-игровое пособие «Логические блоки Дьенеша» позволит
моделировать важные понятия не только математики, но и информатики: алгоритмы,
кодирование информации, логические операции и др. Палочки Кюизенера
помогут
сформировать у детей представление о числе, содействуют развитию восприятия, памяти,
внимания, мышления, воображения. Геометрические головоломки «Танграм» и «Колумбово
яйцо» способствует развитию пространственного, конструктивного и логического мышления,
воображения, сообразительности, а также отлично развивает мелкую моторику для подготовки
детей к школе. Преимущество использования данных игровых материалов заключается в том,
что ребѐнок не просто учиться считать, а в привычной ему игровой форме овладевает
элементами логических действий сравнения, классификации, обобщения.
Педагогическая целесообразность данной Программы состоит в том, что она
предоставляет возможность комплексно решать проблемы социальной адаптации детей
старшего дошкольного возраста к новым условиям, направлена на создание комфортных
условий для развития ребѐнка, его мотивации к познанию, интеллектуальное развитие,
укрепление
его
психического
и
физического
здоровья
через
использование
здоровьесберегающих технологий.
В основу программы заложен принцип построения содержания «по спирали»: т.е. один и
тот же основной круг понятий рассматривается на разном уровне сложности. В основе
организации обучения лежит проблемно-диалогическая технология. Новые знания открываются
с помощью педагога путем анализа, синтеза, сравнения, классификации, аналогии, обобщения.
5
Специфика организации подготовки детей к школе заключается в том, что ведущей
деятельностью детей дошкольного возраста является игра – с включением проблемнопрактических ситуаций, совместного выполнения предлагаемых заданий, с опорой на
обогащѐнную предметную среду. Наибольшие трудности в школе испытывают не те дети,
которые обладают недостаточным объемом знаний, умений и навыков, а те, кто не готов к
новой социальной роли ученика с определенным набором таких качеств, как умение слушать и
слышать, работать в коллективе и самостоятельно, желание и стремление думать, стремление
узнать что-то новое.
Адресат Программы. Данная Программа обеспечивает гармоничное развитие детей в
возрасте от 6 до 7 лет с учѐтом их возрастных и индивидуальных особенностей по
математическому развитию.
Объем и срок освоения программы. Программа рассчитана на 1 учебный год, с 5
сентября по 31 мая (72 учебных часа).
Форма обучения: очная.
Особенности организации образовательного процесса: кружковая работа с постоянным
составом группы.
Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю (8 занятий в месяц).
Продолжительность непрерывной образовательной деятельности (занятия) для детей от 6 до 7
лет – не более 30 минут. В середине занятий в игровой форме проводятся физкультурные
минутки (гимнастики для глаз, мышц шеи, спины, рук). Перерывы между занятиями – не менее
10 минут, во время которых проводится проветривание.
1.2 Цель и задачи программы
Цель Программы: формирование и развитие математических способностей на основе
овладения необходимыми знаниями и умениями в соответствии с возрастными возможностями
обучающихся.
Задачи Программы:
Обучающие
учить практическим действиям сравнения, счета, вычислений, измерения,
классификации, преобразования;
учить пользоваться терминологией, высказываниями о производимых действиях,
изменениях, зависимостях предметов по свойствам, отношениям;
формировать представления детей об отношениях, зависимостях объектов по
размеру, количеству, величине, форме, толщине, расположению в пространстве и
во времени;
6
Развивающие
Развивать
мыслительные
умения:
умение
сравнивать,
анализировать,
классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию;
Развивать психические процессы: зрительное восприятие, произвольное внимание;
Развивать любознательность, самостоятельность, сообразительность, стремление к
поиску нестандартных решений задач;
Развивать речь, умение обосновывать суждения, строить простейшие умозаключения;
Развивать творческое воображение.
Воспитательные
Воспитывать интерес к процессу познания, желание преодолевать трудности;
Воспитывать интеллектуальную культуру личности на основе овладения навыками
учебной деятельности.
№
п/
п
1.3 Учебный план дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей)
программы социально-педагогической направленности «Логика и математика»
Количество часов
Формы
Название раздела, темы
Практи аттестации/контр
Всего
Теория
оля
ка
1
Вводное занятие
2
3
4
5
6
7
Количество и счѐт
Величина
Геометрические фигуры
Ориентировка во времени
Ориентировка в пространстве
Логические задачи
8
1
Повторение изученного материала
ИТОГО по ПРОГРАММЕ
68
3
-
20
-
72
20
Образовательная нагрузка
1
48
3
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Диагностическое
занятие
Педагогическое
наблюдение
52
Учебная нагрузка в месяц
8/240 мин
Количество/часов/минут
Учебная нагрузка в год
72/2160 мин
Количество/часов/минут
Режим организации занятий по данной дополнительной общеобразовательной
программе определяется календарным учебным графиком и соответствует нормам,
утвержденным «СанПин к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей» № 41 от 04.07.2014
(СанПин 2.4.43172 -14, пункт 8.3, приложение №3).
7
1.4 Содержание учебного плана
В Программу включены следующие тематические разделы:
Название
раздела
Раздел
«Количество
и счет»
Раздел
«Величина»
Раздел
«Геометричес
кие фигуры»
Раздел
«Ориентиров
ка во
времени»
Раздел
«Ориентиров
ка в
Задачи
Теория: количественный и порядковый счет в пределах 10, состав чисел от 1
до 10; числа от 1 до 20; математические знаки +, =, <, >; равенство и
неравенство; направления счета; арифметическая задача, счетная единица –
десяток.
Практика: письмо цифр от 1 до 10; сравнение двух множеств; делать из
неравенства равенство; счет по образцу и названному числу в пределах
десяти;
сравнение
групп
разнородных
предметов;
разгадывание
математических загадок, записывание решения задачи (загадки) с помощью
математических знаков, цифр, чисел; использование и письмо математических
знаков +,=, <, >; сравнение количество предметов и запись соотношения при
помощи знаков и цифр; решение арифметических задач, примеров на
сложение и вычитание, решение логических задач, установление соответствия
между количеством предметов, числом и цифрой; счет в пределах 10 в прямом
и обратном порядке, определение места того или иного числа в ряду (10—20)
по его отношению к предыдущему и последующему числу; различение
количественного и порядкового счета в пределах десяти (правильно отвечать
на вопросы: Сколько? Который? Какой по счету?); составлять числа из двух
меньших (до 10),
Теория: величина, целое, часть, средство измерения – линейка, единица
измерения – сантиметр.
Практика: разложение предметов в возрастающем и убывающем порядке по
величине, ширине, высоте, толщине, употреблять сравнения (большой,
меньше, еще меньше, самый маленький; высокий, ниже, еще ниже, самый
низкий и др.), деление предметов на 2, 4, 6, 8 и более частей и понимать, что
часть меньше целого, а целое больше части, измерение линейкой и
определение измерения в сантиметрах, изображение отрезков заданной длины
с помощью линейки.
Теория: геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник,
овал,
трапеция,
ромб,
пятиугольник,
шестиугольник;
элементы
геометрических фигур: вершины, стороны, углы;
Практика: различать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник,
прямоугольник, овал, трапеция, ромб, пятиугольник, шестиугольник,
дорисовывать геометрические фигуры до знакомых предметов, рисование
символических изображений предметов из геометрических фигур в тетради в
клетку; выкладывание из счетных палочек геометрические фигуры (квадрат,
прямоугольник, треугольник, трапецию); преобразование одних фигур в
другие (путем складывания, разрезания); классифицировать геометрические
фигуры по разным основаниям (виду, величине); называние и показывание
элементов геометрических фигур (вершины, стороны, углы).
Теория: части суток, дни недели, времена года, месяцы, часы (стрелки,
циферблат), время.
Практика: углубление представлений о частях суток, днях недели, временах
года, месяцах; установление различных временных отношений, ознакомление
с устройством часов, определение времени с точностью до получаса.
Теория: пространственное расположение предметов, признаки предметов.
Практика: ориентировка на листе бумаги; определение словом положения
предмета по отношению к себе, другому лицу (справа, слева, впереди, сзади);
8
пространстве» упражнение в определении расположения предметов на листе бумаги;
упражнение в рисовании предметов по клеточкам; сравнение предметов (по
форме, цвету, размеру, толщине).
Теория: логические задачи, свойства логических блоков Дьенеша (форма,
Раздел
цвет, размер, толщина), свойства Палочек
«Логические
Практика: решение логических задач на сравнение, классификацию,
задачи»
установление последовательности событий, анализ и синтез; установление
конкретных связей и зависимостей.
1.5 Планируемые результаты освоения Программы
К концу учебного года обучающийся имеет следующие результаты:
Личностные:
понимает задания и выполняет их самостоятельно;
формулирует учебные задачи;
осознанно и произвольно строить высказывание в устной речи;
проводит самоконтроль и оценку выполненной работы.
Метапредметные:
рисует символические изображения предметов в тетради в клетку;
ориентируется на листе бумаги;
определяет положение предмета относительно другого лица;
решает логические задачи на сравнение, классификацию, установление
последовательности событий, анализ и синтез.
определяет время по часам с точностью до получаса;
Предметные:
сравнивает группы однородных и разнородных предметов по количеству;
знает числа второго десятка и записывает их;
понимает независимость числа от величины, пространственного расположения
предметов, направлений счета;
использует и пишет математические знаки +, =; <, >;
решает арифметические задачи и записывает их решение;
устанавливает соответствие между количеством предметов, числом и цифрой;
дорисовывает геометрические фигуры до знакомых предметов;
различает и называет геометрические фигуры: ромб, пятиугольник, шестиугольник;
преобразовывает одни геометрические фигуры в другие (путем складывания,
разрезания);
раскладывает предметы (до десяти) в возрастающем и убывающем порядке по
величине, ширине, высоте, толщине;
измеряет линейкой отрезки, записывает результаты измерения;
изображает отрезки заданной длины с помощью линейки.
9
2.1 Календарный учебный план дополнительной общеобразовательной
(общеразвивающей) программы социально-педагогической направленности
«Логика и математика»
Форма
Место Форма
занятия
проведен контрол
Содержание занятия
ия
я
Кол-во
часов
№ п/п
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Сентябрь
1 Практическое
занятие
1
2 Практическое
занятие
1
3 Практическое
занятие
1
4 Практическое
занятие
1
5 Практическое
занятие
1
6 Практическое
занятие
1
7 Практическое
занятие
1
8 Практическое
занятие
1
1 Практическое
занятие
1
2 Практическое
занятие
1
Вводное занятие.
Теория: Количество и счет: числа и цифры от 1
до 10;
Практика: математическая загадка. Игровые
упражнения: «Сосчитай и напиши», «Отгадай и
напиши», «Раскрась правильно».
Количество и счет: числа и цифры от 1 до 10;
математическая загадка; знак<,>; работа со
счетными палочками. Дидактическая игра
«Палочки Кюизенера»
Количество и счет: числа и цифры от 1 до 10;
Геометрические
фигуры:
квадрат,
прямоугольник.
Дидактическая
игра
«Логические блоки Дьенеша»
Количество и счет: знаки =,+,-; математические
задачи. Игра «Танграм»
Методи Пед.
ческий наблюде
кабинет ние
Методи Пед.
ческий наблюде
кабинет ние
Методи Пед.
ческий наблюде
кабинет ние
Методи
ческий
кабинет
Количество и счет: числа и цифры от 1 до 10; Методи
Величина: сравнение предметов. Ориентировка ческий
в пространстве: ориентировка на листе бумаги.
кабинет
Количество и счет: счет по образцу и Методи
названному числу; независимость числа от ческий
пространственного расположения предметов. кабинет
Игра «Колумбово яйцо»
Геометрические фигуры: сравнение предметов с Методи
фигурами. Ориентировка во времени: части ческий
суток. Дидактическая игра «Логические блоки кабинет
Дьенеша»
Количество
и
счет:
знаки
<,>,=; Методи
соотнесение количества предметов с цифрой; ческий
Игра «Танграм»
кабинет
Октябрь
Количество и счет: состав числа шесть из двух Методи
меньших.
Геометрические
фигуры: ческий
треугольник, трапеция. Логическая задача: кабинет
дорисовка предмета. Дидактическая игра
«Палочки Кюизенера»
Количество и счет: соотнесение количества Методи
предметов с цифрой. Дидактическая игра ческий
Пед.
наблюде
ние
Пед.
наблюде
ние
Пед.
наблюде
ние
Пед.
наблюде
ние
Пед.
наблюде
ние
Пед.
наблюде
ние
Пед.
наблюде
10
3 Практическое
занятие
1
4 Практическое
занятие
1
5 Практическое
занятие
1
6 Практическое
занятие
1
7 Практическое
занятие
1
8 Практическое
занятие
1
1 Практическое
занятие
1
2 Практическое
занятие
1
3 Практическое
занятие
1
4 Практическое
занятие
1
5 Практическое
занятие
1
6 Практическое
занятие
1
7 Практическое
занятие
1
«Логические блоки Дьенеша»
Количество и счет: математическая загадка.
Ориентировка во времени: ознакомление с
часами.
Количество и счет: установление соответствия
между количеством предметов и цифрой.
Ориентировка во времени: дни недели. Игра
«Колумбово яйцо»
Геометрические
фигуры:
круг,
овал,
треугольник. Ориентировка в пространстве:
положение предмета по отношению к себе и
другому лицу. Игра «Танграм»
Количество и счет: порядковый счет, счет по
названному
числу.
Логическая
задача:
установление связей и зависимостей
Количество и счет: состав числа из двух
меньших Геометрические фигуры: овал..
Дидактическая игра «Палочки Кюизенера»
Количество и счет: арифметические задачи;
решение примеров. Величина: измерение
линейкой.
Ноябрь
Количество и счет: решение примеров;
Ориентировка в пространстве: ориентировка на
листе бумаги. Дидактическая игра «Логические
блоки Дьенеша»
Количество и счет: цифры от 1 до 9; числа 10,
11. Дидактическая игра «Палочки Кюизенера»
кабинет
Методи
ческий
кабинет
Методи
ческий
кабинет
ние
Пед.
наблюде
ние
Пед.
наблюде
ние
Методи Пед.
ческий наблюде
кабинет ние
Методи
ческий
кабинет
Методи
ческий
кабинет
Методи
ческий
кабинет
Пед.
наблюде
ние
Пед.
наблюде
ние
Пед.
наблюде
ние
Методи Пед.
ческий наблюде
кабинет ние
Методи
ческий
кабинет
Ориентировка во времени: часы, определение Методи
времени.
Логическая
задача:
дорисовка ческий
недостающего предмета. Дидактическая игра кабинет
«Палочки Кюизенера»
Количество и счет: независимость числа от Методи
пространственного расположения предметов, ческий
математическая загадка. Логическая задача: кабинет
поиск недостающей фигуры.
Количество и счет: отношения между числами; Методи
состав числа из двух меньших. Геометрически ческий
фигуры:
рисование
символического кабинет
изображения животных. Игра «Танграм»
Количество и счет: число 12. Ориентировка во Методи
времени: определение времени на часах. ческий
Логическая задача: продолжение ряда. Игра кабинет
«Колумбово яйцо»
Геометрические фигуры: дорисовка кругов до Методи
знакомых предметов. Логическая задача: ческий
дорисовка недостающего предмета. Игра кабинет
«Колумбово яйцо»
Пед.
наблюде
ние
Пед.
наблюде
ние
Пед.
наблюде
ние
Пед.
наблюде
ние
Пед.
наблюде
ние
Пед.
наблюде
ние
11
8 Практическое
занятие
1
1 Практическое
занятие
1
2 Практическое
занятие
1
3 Практическое
занятие
1
4 Практическое
занятие
1
5 Практическое
занятие
1
6 Практическое
занятие
1
7 Практическое
занятие
1
8 Практическое
занятие
1
1 Практическое
занятие
1
2 Практическое
занятие
1
3 Практическое
занятие
1
4 Практическое
занятие
1
Количество и счет: отношения между числами;
математическая загадка; состав числа из двух
меньших. Величина: измерение длины отрезка.
Декабрь
Количество и счет: решение примеров.
Ориентировка во времени: зимние месяцы.
Дидактическая
игра
«Логические
блоки
Дьенеша»
Количество и счет: число 13, математическая
задача; Логическая задача: разделение предмета
на части. Дидактическая игра «Палочки
Кюизенера»
Количество и счет: решение примеров.
Геометрические фигуры: рисование в тетради в
клетку. Логическая задача: продолжение ряда.
Количество и счет: решение примеров, знаки +,; соответствие между цифрой и количеством
предметов. Величина: выше, глубже.
Количество и счет: математическая задача.
Геометрические
фигуры:
элементы
треугольника
(вершины,
стороны,
углы).
Логическая
задача:
сравнение,
установление последовательности событий.
Количество и счет: число 14. Логическая задача:
установка закономерности. Ориентировка во
времени: дни недели.
Количество и счет: число 14. Логическая задача:
сравнение, установление последовательности
событий. Игра «Танграм»
Количество и счет: счет по образцу и
названному числу, арифметическая задача.
Логическая задача: продолжить ряд.
Январь
Продолжительность каникул: 1-8.01.2022 г.
Количество и счет: состав числа из двух
меньших.
Геометрические
фигуры:
дорисовывание прямоугольника до знакомых
предметов. Дидактическая игра «Логические
блоки Дьенеша»
Количество и счет: Число 15; соотнесение
количества предметов с цифрой. Логические
задачи: нахождение ошибки, лабиринт.
Количество
и
счет:
соотнесение
количества
предметов
с
цифрой.
Геометрические
фигуры:
рисование
символического изображения кошки. Игра
«Колумбово яйцо»
Количество и счет: числа от 1 до 15; решение
примеров. Логическая задача: установление
Методи Пед.
ческий наблюде
кабинет ние
Методи Пед.
ческий наблюде
кабинет ние
Методи Пед.
ческий наблюде
кабинет ние
Методи
ческий
кабинет
Методи
ческий
кабинет
Методи
ческий
кабинет
Пед.
наблюде
ние
Пед.
наблюде
ние
Пед.
наблюде
ние
Методи
ческий
кабинет
Методи
ческий
кабинет
Методи
ческий
кабинет
Пед.
наблюде
ние
Пед.
наблюде
ние
Пед.
наблюде
ние
Методи Пед.
ческий наблюде
кабинет ние
Методи
ческий
кабинет
Методи
ческий
кабинет
Пед.
наблюде
ние
Пед.
наблюде
ние
Методи Пед.
ческий наблюде
12
5 Практическое
занятие
1
6 Практическое
занятие
1
7 Практическое
занятие
1
1 Практическое
занятие
1
2 Практическое
занятие
1
3 Практическое
занятие
1
4 Практическое
занятие
1
5 Практическое
занятие
1
6 Практическое
занятие
1
7 Практическое
занятие
1
8 Практическое
занятие
1
связей и зависимостей. Дидактическая игра
«Палочки Кюизенера»
Количество и счет: числа от 1 до 15.
Геометрические
фигуры:
дорисовывание овалов до знакомых предметов.
Логическая задача: установление связей и
зависимостей.
Количество и счет: число 16. Величина
измерение линейкой. Ориентировка во времени:
определение времени по часам. Логическая
задача: установление связей и зависимостей.
Игра «Танграм»
Количество и счет: число 16. Величина
измерение линейкой. Ориентировка во времени:
определение времени по часам. Логическая
задача: установление связей и зависимостей.
Февраль
Количество и счет: математическая загадка,
знаки +,-; состав числа из двух меньших.
Логическая
задача:
продолжение
ряда.
Дидактическая игра «Палочки Кюизенера»
Количество и счет: решение примеров.
Геометрические
фигуры:
дорисовывание
треугольников до знакомых предметов. Игра
«Танграм»
Количество и счет: число 17; решение
примеров; счет по образцу и названному числу.
Дидактическая игра «Палочки Кюизенера»
Ориентировка во времени: часы (стрелки,
циферблат).
Логическая
задача:
поиск
недостающей фигуры. Дидактическая игра
«Палочки Кюизенера»
Количество и счет: число 17, составление и
решение
примера.
Ориентировка
в
пространстве: ориентировка на листе бумаги.
Игра «Танграм»
Количество и счет: число 17. Геометрические
фигуры:
рисование
символического
изображения
собачки.
Ориентировка
в
пространстве: ориентировка на листе бумаги.
Игра «Колумбово яйцо»
Количество и счет: число 18; состав числа из
двух меньших; счет по названному числу.
Дидактическая
игра
«Логические
блоки
Дьенеша»
Количество и счет: число 18; состав числа из
двух меньших; счет по названному числу.
Геометрические фигуры: вершины, стороны,
углы. Логическая задача: поиск недостающей
фигуры.
кабинет ние
Методи Пед.
ческий наблюде
кабинет ние
Методи Пед.
ческий наблюде
кабинет ние
Методи Пед.
ческий наблюде
кабинет ние
Методи Пед.
ческий наблюде
кабинет ние
Методи Пед.
ческий наблюде
кабинет ние
Методи
ческий
кабинет
Методи
ческий
кабинет
Пед.
наблюде
ние
Пед.
наблюде
ние
Методи Пед.
ческий наблюде
кабинет ние
Методи Пед.
ческий наблюде
кабинет ние
Методи Пед.
ческий наблюде
кабинет ние
Методи Пед.
ческий наблюде
кабинет ние
13
1 Практическое
занятие
1
2 Практическое
занятие
1
3 Практическое
занятие
1
4 Практическое
занятие
1
5 Практическое
занятие
1
6 Практическое
занятие
1
7 Практическое
занятие
1
8 Практическое
занятие
1
1 Практическое
занятие
1
2 Практическое
занятие
1
3 Практическое
занятие
1
4 Практическое
занятие
1
5 Практическое
1
Март
Количество и счет: число 18, решение
примеров. Ориентировка во времени: времена
года.
Ориентировка
в
пространстве:
ориентировка на листе бумаги.
Количество и счет: решение примеров.
Логическая задача: составление умозаключения,
нахождение закономерности. Игра «Колумбово
яйцо»
Количество и счет: число 19; состав числа из
двух меньших чисел. Дидактическая игра
«Палочки Кюизенера»
Количество и счет: число 19; состав числа из
двух меньших чисел. Величина: сравнение
предметов
по
величине.
Логическая
задача:
установление
последовательности
событий.
Количество и счет: число 19. Геометрические
фигуры: дорисовывание квадратов до знакомых
предметов. Игра «Танграм»
Величина: измерение линейкой. Логическая
задача: установление связей и зависимостей.
Дидактическая
игра
«Логические
блоки
Дьенеша»
Количество и счет: число 20, решение
примеров,
задачи.
Логическая
задача:
нахождение закономерностей.
Количество и счет: число 20, решение
примеров,
задачи.
Логическая
задача:
установление
связей
и
зависимостей.
Дидактическая игра «Палочки Кюизенера»
Апрель
Количество и счет: решение арифметической
задачи;
решение
примеров.
Величина:
измерение линейкой. Дидактическая игра
«Логические блоки Дьенеша»
Количество и счет: решение арифметической
задачи;
Ориентировка
в
пространстве:
ориентировка на листе бумаги; работа в тетради
в клетку. Логическая задача: установление
связей и зависимостей.
Количество и счет: знаки +, -; математические
загадки; соотнесение количества предметов с
цифрой. Величина: измерение линейкой.
Логическая задача: составление умозаключений.
Количество и счет: математические загадки.
Ориентировка во времени: определение времени
на часах. Игра «Танграм»
Количество и счет: соотнесение количества
Методи Пед.
ческий наблюде
кабинет ние
Методи Пед.
ческий наблюде
кабинет ние
Методи
ческий
кабинет
Методи
ческий
кабинет
Пед.
наблюде
ние
Пед.
наблюде
ние
Методи
ческий
кабинет
Методи
ческий
кабинет
Пед.
наблюде
ние
Пед.
наблюде
ние
Методи
ческий
кабинет
Методи
ческий
кабинет
Пед.
наблюде
ние
Пед.
наблюде
ние
Методи Пед.
ческий наблюде
кабинет ние
Методи Пед.
ческий наблюде
кабинет ние
Методи Пед.
ческий наблюде
кабинет ние
Методи
ческий
кабинет
Методи
Пед.
наблюде
ние
Пед.
14
занятие
6 Практическое
занятие
1
7 Практическое
занятие
1
8 Практическое
занятие
1
1 Практическое
занятие
1
2 Практическое
занятие
1
3 Практическое
занятие
1
4 Практическое
занятие
1
5 Практическое
занятие
1
6 Практическое
занятие
1
7 Практическое
занятие
1
8 Практическое
занятие
1
9 Практическое
1
предметов с числом; решение примеров.
Ориентировка во времени: дни недели.
Логическая
задача:
нахождение
закономерностей. Дидактическая игра «Палочки
Кюизенера»
Количество и счет: решение примеров.
Геометрические фигуры: квадрат, треугольник,
прямоугольник. Игра «Колумбово яйцо»
Количество и счет: соответствие между
количеством
предметов
и
цифрой.
Ориентировка в пространстве: ориентировка по
отношению к другому лицу. Дидактическая
игра «Логические блоки Дьенеша»
Количество и счет: соответствие между
количеством предметов и цифрой. Логическая
задача: установление связей и зависимостей.
Дидактическая игра «Палочки Кюизенера»
Май
Количество и счет: математическая загадка,
знаки +,-; состав числа из двух меньших.
Логическая задача: продолжение ряда.
Количество и счет: задачи-шутки; решение
примеров,
математические
загадки.
Ориентировка во времени: весенние месяцы.
Количество и счет: числа от 10 до 20, решение
примеров. Геометрические фигуры: Элементы
треугольника (вершины, стороны, углы).
Ориентировка во времени: дни недели. Игра
«Танграм»
ческий наблюде
кабинет ние
Методи
ческий
кабинет
Методи
ческий
кабинет
Пед.
наблюде
ние
Пед.
наблюде
ние
Методи Пед.
ческий наблюде
кабинет ние
Методи
ческий
кабинет
Методи
ческий
кабинет
Методи
ческий
кабинет
Пед.
наблюде
ние
Пед.
наблюде
ние
Пед.
наблюде
ние
Досуг «Веселый математик». Количество Методи Пед.
и счет: решение арифметических задач, ческий наблюде
решение
примеров.
Ориентировка
в кабинет ние
пространстве: ориентировка на листе бумаги.
Геометрические фигуры: треугольник, квадрат,
прямоугольник.
Методи Пед.
Повторение изученного материала. Решение
ческий наблюде
диагностических заданий.
кабинет ние
Методи Пед.
Повторение изученного материала. Решение
ческий наблюде
диагностических заданий.
кабинет ние
Методи Пед.
Повторение изученного материала. Решение
ческий наблюде
диагностических заданий.
кабинет ние
Итоговое занятие «И прекрасна, и сильна Методи Пед.
Математики
страна»».
Решение ческий наблюде
диагностических заданий.
кабинет ние
Досуг «Юные математики». Подведение итогов. Методи Пед.
15
занятие
Итого учебных часов:
ческий наблюде
кабинет ние
72
2.2 Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение Программы. Занятия по Программе проводятся в
методическом кабинете МБДОУ. Кабинет оснащен необходимым оборудованием, материалами
и инструментами.
Комплект оборудования, материалов и инструментов:
Магнитно-маркерная доска – 2 шт.;
Столы – 5 шт.;
Стулья – 10 шт.;
Компьютер – 1 шт.;
Переносная колонка – 1 шт.;
Часы – 1 шт.;
Рабочие тетради;
Наборы геометрических фигур;
линейка – ровная, гладкая, длиной 20 см;
Набор счетных палочек;
Учебно-игровой набор «Блоки Дьенеша»;
Учебно-игровой набор «Палочки Кюизенера»;
Дидактическая игра «Колумбово яйцо»;
Дидактическая игра «Танграм»;
Карандаши простые;
Карандаши цветные;
Набор карточек с цифрами на магнитах от 1 до 20;
Набор демонстрационного материала.
Информационное обеспечение – мультимедийные презентации, игры, электронные
образовательные ресурсы.
Кадровое обеспечение. МБДОУ – детский сад №424, предоставляющий дополнительную
платную образовательную услугу «Математика и логика», укомплектован квалифицированным
педагогическим персоналом на основании сформированного штатного расписания.
Педагогический работник подобран с учетом квалификационных характеристик
Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»),
утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской
Федерации от 26 августа 2010 г., №761н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской
Федерации 6 октября 2010 г., регистрационный № 18638), с изменениями, внесенными
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17
октября 2013 г., № 1155 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14
ноября 2013 г., регистрационный № 30384), требований Федерального закона от 29.12.2012 г. №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», глава 5, статья 46).
16
Педагог имеет профессиональное образование в области педагогики и в соответствии с
Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
глава 5, статья 48:
- осуществляет свою деятельность на достаточно профессиональном уровне,
обеспечивает в полном объеме реализацию программы;
- соблюдает правовые, нравственные и этические нормы, следует требованиям
профессиональной этики;
- уважает честь и достоинство воспитанников и других участников образовательных
отношений;
- применяет педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество
образования формы, методы обучения и воспитания;
- учитывает особенности психофизического развития детей и состояние их здоровья,
исключает перегрузки;
- непрерывно сопровождает, в течение всего времени, реализацию программы.
2.3 Формы контроля
Формой отслеживания и фиксации образовательных результатов является табель учета
посещаемости и отзывы детей и родителей. Табель учета посещаемости детей ведется по форме
305 по ОКУД 0504608 и заполняется педагогом.
Формой предъявления и демонстрации образовательных результатов является
итоговый отчет и открытое занятие для родителей (законных представителей). Основной
формой контроля за освоением воспитанниками Программы является педагогическое
наблюдение, т.е. наблюдение за процессом выполнения детьми заданий, результатами их
действий, ответами. Педагогическое наблюдение сочетается с указаниями, пояснениями,
разъяснениями, демонстрацией способов действий взрослым в качестве образца,
непосредственной помощью, включает исправление ошибок. Исправление ошибок педагог
осуществляет в ходе индивидуальной и коллективной работы с детьми. Исправлению подлежат
практически-действенные и словесно-речевые ошибки. Педагог разъясняет причины ошибок,
обращает внимание на образец своей речи или в качестве примера использует лучшие действия
и ответы других ребят. Постепенно педагог начинает сочетать контроль с само - и
взаимоконтролем. Зная типичные ошибки, которые допускают дети при счѐте, измерении,
простейших вычислениях и т. д., педагог предупреждает их появление.
Также текущий контроль осуществляется посредством участия воспитанников в
районных, городских и областных конкурсах математической направленности в течении
учебного года. Итоговый контроль за освоением программы проводится в конце учебного
года.
2.4 Оценочные материалы
С
целью итогового контроля за освоением программы
используется тетрадь
«Диагностика математических способностей детей 6-7 лет» Е.В. Колесниковой. Анализ
выполнения заданий позволяет определить степень усвоения Программы каждым ребѐнком по
следующим разделам:
1.
Количество и счѐт.
2.
Геометрические фигуры.
3.
Величина.
17
4.
Ориентировка во времени и пространстве.
5.
Логические задачи.
Внутри каждого раздела задания группируются по задачам, которые составляют
структуру математических способностей.
Для проведения дигностики ребенку необходимо решить предложенные задания. После
выполнения каждого задания ребенком педагогу необходимо закрасить шарик слева зеленым
цветом, если задание выполнено правильно, желтым – если он допустил неточности, красным –
если задание не выполнено совсем.
Как только выполнены все задания, педагог заполняет диагностическую таблицу и
оценивает результат освоения Программы.
Диагностическая таблица по развитию математических способностей
Способность к
Способность к
Способность к
обобщению
обратимости
свертыванию
Разделы
математического
мыслительных
математических
материала
процессов
рассуждений
Условные
обозначения
2
1
2+3
;
Сколько должно быть
зеленых шариков
Сколько
зеленых шариков по
факту
19
16
31
Оценка результатов
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
16-19
12-16
26-31
15-11
9-11
20-25
10 и меньше
8 и меньше
19 и меньше
2.5 Методическое обеспечение Программы
Особенности организации образовательного процесса: очно.
Основными методами обучения по Программе являются практический, словесный,
наглядный методы, а также различные дидактические игры.
Практический метод обучения является ведущим, суть которого в организации
практической деятельности детей, направленной на усвоение строго определенных способов
действий с предметами и их заместителями (иллюстрация, рисунок, модель).
Практический метод подкрепляется приемами:
Упражнения в виде заданий. Упражнения выполняются каждым ребѐнком на
карточке, рабочем листе, что позволяет проводить индивидуальную работу.
Например:
- Из каких геометрических фигур составлен рисунок? Сколько этих фигур?
- Вспомнить и назвать предметы, похожие на следующие фигуры?
- Закончи рисунок по заданным фигурам.
- Дорисуй геометрические фигуры так, чтобы они превратились в предметы и т.д.
18
Действия с демонстрационным и раздаточным материалом (работа с цифрами у
доски, игра «Математический паровозик»).
Самостоятельная работа с раздаточным материалом, дидактическими играми
(«Логические блоки Дьенеша», «Палочки Кюизенера, игра «Танграм», «Колумбово яйцо»).
Также на занятиях используется словесный методы обучения, применяются следующие
приѐмы: пояснение, разъяснение используются в ходе упражнений при счѐте предметов с
участием различных анализаторов; вопросы; словесная инструкция для выполнения
самостоятельного упражнения; педагогическая оценка (помогает ребѐнку утвердится в
достижении положительных результатов, особенно важна для детей неуверенных, замкнутых,
имеющих низкий уровень знаний).
На занятиях по Программе широко используется наглядный метод обучения:
демонстрация картинок типа «Что изменилось?», «На что похоже?», «Где находится предмет?»,
«Что перепутал художник?»; иллюстрации с изображением времени суток; ситуации для
составления задач; циферблат часов; показ мультипликационный презентаций.
Программа предусматривает проведение занятий в различных формах: индивидуальная
и самостоятельная работа детей, работа в парах и групповые формы работы.
Основные формы организации учебного занятия: дидактическая игра, совместная
деятельность взрослого и детей, самостоятельная деятельность детей.
При реализации программы используется проблемно-игровая технология, технология
группового обучения,
Основные применяемые технологии:
- Здоровье сберегающие технологии;
- Компьютерные (новые информационные) технологии;
- Личностно-ориентированное обучение.
Алгоритм учебного занятия состоит из следующих частей:
1. Мотивационная часть (цель: вызвать интерес к игре, поставить перед детьми цель):
загадка, стихотворение, сказка, знакомство со сказочным персонажем.
2. Основная (цель: решение задач данной образовательной деятельности): работа с
демонстрационным материалом, с раздаточным материалом (в том числе рабочим листом),
дидактическая игра, физкультурная минутка.
3. Итоговая часть (цель: рефлексия, подведение итогов): самоконтроль и самооценка
выполненной работы (по образцу, по словесной инструкции).
Испольуемые дидактические материалы при реализации Программы:
1.
Колесникова Е.В. Математика для детей 6-7 лет: демонстрационный материал. –
М.:Ювента, 2021.
2.
Колесникова Е.В. Я считаю до десяти: рабочая тетрадь для детей 6-7 лет. – М.:
Ювента, 2021.
3.
Колесникова Е.В. Тесты для детей 6 лет. – М.:Ювента, 2021.
4.
Колесникова Е.В. Диагностика математических способностей детей 6-7 лет. –
М.:Ювента, 2013.
5.
Колесникова Е.В. Математика для детей 6-7 лет: Метод. пособие к рабочей
тетради «Я считаю до двадцати». – М.: ТЦ Сфера, 2021.
19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования: Приказы и письма Министерства образования и науки РФ. М.:ТЦ «Сфера», 2016.
– 112 с.
2.
Колесникова Е.В. Программа «Математические ступеньки».- М.:Ювента, 2010. –
64 с.
3.
Колесникова Е.В. Математика для детей 6-7 лет: методическое пособие. М.:Ювента, 2021.- 96 с.
4.
Колесникова Е.В . Я считаю до двадцати: математика для детей 6-7 лет. – М.:
Ювента, 2013. – 64 с.
5.
Колесникова Е.В. Тесты для детей 6 лет. – М.: Ювента, 2013. – 32 с.
6.
Колесникова Е.В. Я решаю арифметические задачи: тетрадь для детей 5-7 лет. М.: Ювента, 2013. – 32 с.
7.
Колесникова Е.В. Математические прописи для детей 5-7 лет. М.: Ювента, 2013. –
32 с.
8.
Колесникова Е.В. Диагностика математических способностей детей 6-7 лет. - М.:
Ювента, 2013. – 32 с.
9.
Колесникова Е.В. Учебно-методическое пособие к демонстрационному материалу
по математике для детей 6-7 лет. – М.: Ювента, 2013. – 22 с.
1.
Дополнительный
Колесникова Е.В. Геометрические фигуры. Математика для детей 5—7 лет. М.,
2015.
2.
Колесникова Е.В. Геометрия вокруг нас. Рисование по клеточкам для детей 5—7
лет. М., 2015.
3.
Колесникова Е.В. Математика вокруг нас. 120 игровых заданий для детей 3—4
лет.
4.
Колесникова Е.В. Математические прописи для детей 4—5 лет. М., 2015.
5.
Колесникова Е.В. Математические прописи для детей 5—7 лет. М., 2015.
6.
Колесникова Е.В. Обучение решению арифметических задач. Метод, пособие. М.,
2015.
Колесникова Е.В. Форма и цвет. Математика с линейками-трафаретками для детей 4—7
лет. М., 2015.
7.
Колесникова Е.В. Я запоминаю цифры. Математика для детей 4—6 лет. М., 2015.
8.
Колесникова Е.В. Я решаю арифметические задачи. Математика для детей 5—7
лет. М., 2015.
9.
Колесникова Е.В. Я решаю логические задачи. Математика для детей 5—7 лет.
М., 2015.
10.
Колесникова Е.В. Я составляю числа. Математика для детей 5—7 лет. М., 2015.
11.
Колесникова Е.В. Я уже считаю. Математика для детей 6—7 лет. М., 2015.
20