Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественноэстетическому развитию воспитанников № 424 (МБДОУ - детский сад № 424) 620010, г. Екатеринбург, ул. Грибоедова, 2-б тел/факс. (343) 258-62-43, эл. почта: mdou424@eduekb.ru, сайт: http://424.tvoysadik.ru ___________________________________________________________________________ ПРИНЯТО: на заседании Педагогического совета Протокол от «31» августа 2023г. № 5 УТВЕРЖДЕНО: Заведующий МБДОУ - детского сада № 424 ______________ Н.А. Огородникова Приказ от «31» августа 2023 г. № 57-о Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Студия логоритмики «Улыбка»» Направленность: социально-гуманитарная Возраст учащихся: 5-7 лет Срок реализации: 2 года Автор-составитель: Жаринова Людмила Григорьевна Педагог дополнительного образования Екатеринбург, 2023 1 ОГЛАВЛЕНИЕ 1. Пояснительная записка ……………….……………………………………………………3 2. Учебно-тематический план …………………………………………………………….6 3. Содержание Программы …………………………………………………………………….8 4. Методическое обеспечение Программы 5. Список литературы …………………………………………….11 ……………………………………………………………………18 2 1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная программа – общеразвивающая программа «Студия логоритмики «Улыбка»» (далее – Программа) является нормативно - управленческим документом Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения – детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию воспитанников № 424 (далее – МБДОУ), характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога с воспитанниками в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», описывает курс подготовки по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста с 5 до 7 лет, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Программа имеет социально-гуманитарную направленность. Основанием для разработки Программы являются нормативные правовые документы: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 года N 678-р. Приказ Министерства просвещения РФ от 29 ноября 2018г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (зарегистрирован в Минюсте России 29 ноября 2018г. № 52831). Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 года № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования». Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015г. № 09-3242 «О методических рекомендациях по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодѐжи (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28, зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020 г., регистрационный № 61573). Приложение, утвержденное приказом Министерства здравоохранения социального развития РФ от 26 августа 2010 года № 761н «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих». Устав МБДОУ (утв. Распоряжением Департамента образования Администрации города Екатеринбурга №635/46/36 от 30.03.2020 г.). Предлагаемая общеобразовательная программа по логоритмике рассчитана для работы с детьми дошкольного возраста в рамках обучения в детском саду и является для воспитанников дополнительным образованием. Своевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств. К 5 годам ребенок должен овладеть четким произношением всех звуков. У многих детей этот процесс задерживается в силу ряда причин: нарушения в анатомическом строении речевого аппарата, функциональной незрелости речевых зон головного мозга, несформированности произвольных движений и т.д. Сами собой дефекты звукопроизношения не исправляются. Известно, что ребенок развивается в движение. Ученые коррекционной педагогики доказали связь между развитием движений и речи. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности и монотонности речи, которые свойственны детям с речевыми нарушениями. Развитие движений в сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный воспитательно-образовательный и коррекционный процесс. Коррекция нарушенных функций, а также развитие сохранных функций требуют от ребенка 3 собранности, внимания, конкретности представления, активности мысли, развития памяти (образной, эмоциональной, словесно-логической, двигательно-моторной, произвольной). Не каждый ребенок имеет возможность посещать специализированное дошкольное учреждение или логопедическую группу. Поэтому возникла необходимость в осуществлении дополнительных видов работ по коррекции речевых нарушений и одним из таких видов речевой работы стали занятия по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Логоритмика» (далее - Программа). Логоритмика - это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды. Логоритмика - это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды. Укрепляется костно-мышечный аппарат, развивается дыхание, моторные, сенсорные функции, чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движений. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. С другой стороны, формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память. Одной из универсальных базовых способностей человека является ритмическая способность. По слова известного педагога Э. Жака-Далькроза, «Пространство и время наполнены материей, подчиненной законам вечного ритма». Все в нашем организме подчинено ритму - работает ли сердце, легкие или мозговая деятельность. Развитие ритма тесно связано с формированием пространственно-временных отношений. Двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворения, понимать музыкальные произведения. Логопедическая ритмика - одно из звеньев коррекционной педагогики. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкальноритмического и физического воспитания. Ее основой являются речь, музыка и движение. Поэтому цель данной программы - коррекция и профилактика речевых нарушений посредством сочетания слова и движения. Данная Программа полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, алалия, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание, расстройства аутистического спектра. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений. Программа рассчитана на 2 года обучения и направлена на активизацию речевого развития, формирование правильного дыхания; формирование необходимого уровня слухозрительно- двигательной координации, развитие чувства ритма; развитие артикуляционной, лицевой, общей и мелкой моторики; развитие эмоционально-личностных качеств дошкольника: отзывчивость, различение эмоционального состояния игрового персонажа. Направления работы: развитие чувства ритма – упражнения, музыкально – дидактические, ритмические игры, речевые игры с движениями, направленные на развитие чувства ритма и фонематического восприятия; 4 формирование правильного дыхания - упражнения, направленные на формирование, развитие и отработку правильного физиологического и речевого дыхания; развитие артикуляционной и лицевой моторики – упражнения, направленные на развитие артикуляционного праксиса, мимических мышц; развитие общей моторики – динамические игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию общих двигательных и координаторных функций; развитие мелкой моторики - пальчиковые игры и упражнения с речевым сопровождением или использованием различных предметов, направленные на развитие и коррекцию мелкой пальцевой моторики. развитие внимания – игровые упражнения, направленные на расширение объема внимания, его переключаемости. Цель Программы - стимулирование речевых и познавательных процессов развития ребѐнка, овладение двигательными навыками, развитие коммуникативных навыков в процессе общения с взрослым и сверстниками. Задачи обучения: Коррекционно-развивающие задачи: развивать речевое дыхание; развивать подвижность, переключаемость артикуляционного аппарата; развивать тонкие движения пальцев рук; развивать фонематическое восприятие; формировать и развивать слуховое, зрительное внимание и память; формировать грамматический строй и связную речь. Образовательные задачи: формировать двигательные умения и навыки; развивать пространственные представления; развивать переключаемость и координацию движений; развивать ритмическую выразительность; развивать воображение и ассоциативно-образное мышление; развивать коммуникативные умения и навыки; воспитывать нравственно-эстетические и этические чувства. Оздоровительные задачи: укреплять костно-мышечный аппарат; формировать правильную осанку, походку; развивать координацию движений и моторных функций. Срок реализации программы: 2 года. Модуль 1. 1-й год обучения (5-6 лет): 72 часа (2 раза в неделю по 1 часу) Модуль 1. 2- й год обучения (6-7): 72 часа (2 раза в неделю по 1 часу) Режим проведения занятий Образовательный процесс строится в соответствии в возрастными особенностями детей и требованиями СанПиНа 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». Занятия по логоритмике проводятся 2 раза в неделю в объеме 72 часа (с сентября по май) на 1-м, 2-м годах обучения. Продолжительность занятия детей 5-7 лет –1 академический час в 25 минут. 5 2. Учебно - тематический план Модуль 1. 1-й год обучения (5-6 лет) Блок 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Всего занятий Тема Здравствуйте, дети! Диагностика У нас в гостях игрушки «Осенние краски» («Грибы», «Ягоды», «Деревья») «О чем рассказал старый дуб» («Признаки осени») «Во саду ли, в огороде...» («Овощи», «Фрукты», «Ягоды») Сказка «Щи из топора» («Овощи», «Фрукты») «Сарафан надела Осень» («Перелетные птицы») «Дед Егор зовет во двор» («Домашние животные и их детеныши») Сказка «Дорога на мельницу» («Дикие животные») «У нас в гостях инопланетяне» («Посуда») «Наше меню» («Продукты питания») Сказка «Проказы старухи Зимы» («Дикие животные») «Ах, эта Дюдюка!» («Игрушки») «Путешествие в новогоднюю сказку» «Фея Зима» («Признаки зимы») «Эх, качусь я с горки...» («Зимние забавы») Сказка «Как лиса пробралась в курятник» («Домашние птицы») «Синичкин календарь» («Зимующие птицы») «Веселые снежинки» «Полосы и пятнышки» («Животные жарких стран») «Пау-пау-паучок» («Ткани и одежда») «Живая шляпа» («Головные уборы, обувь») «Три богатыря» («День защитника Отечества») «В доме моем» («Семья») «Добрые советы» («Мамин праздник») «Озорной ветер» («Профессии наших мам») «Поездка в Диснейленд» («Транспорт») Сказка «О чем плачет сосулька» («Признаки весны») «С ветром наперегонки» («Перелетные птицы») «Мы едем, едем, едем» («Транспорт», «Петербург») Сказка «Откуда берутся вещи?» («Профессии», «Инструменты») «Песенка весенних минут» («Первоцветы») «Путешествие в страну Фантазий» (обобщение пройденных тем) Сказка «Старик Годовик» (обобщение по теме «Времена года») Диагностика Количеств о занятий 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 72 6 Модуль 1. 1-й год обучения (6-7 лет) Блок 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Всего занятий Тема Здравствуйте, дети! Диагностика У нас в гостях игрушки «Летняя симфония» («Деревья», «Грибы», «Ягоды») «Путешествие кленового листочка» «Путешествие кленового листочка» («Овощи», «Фрукты») Количеств о занятий 2 2 2 2 2 2 Сказка «Чиполлино и его друзья» («Овощи», «Фрукты») «Лягушка-путешественница» («Перелетные птицы») «Солнечный луч в ноябре» («Признаки поздней осени», «Дикие животные») «В пещере Людоеда» («Посуда», «Продукты») «Какие бывают гости?» («Продукты питания») «Мы не можем друг без друга» («Домашние животные») «Спутники зимы» («Признаки зимы») «Путешествие по зимнему лесу» («Дикие животные») «Волшебное кольцо» («Игрушки») Новогодняя сказка «О чем грустит Домовенок» «Два Мороза» («Зимние забавы») Сказка «Гадкий утенок» («Домашние птицы») «Птичья кладовая» («Зимующие птицы») «Эти забавные животные» («Животные жарких стран») «Марья-искусница» («Ткани, одежда») «Сказка старого башмака» («Обувь», «Головные уборы») «Карта путешествий» («День защитника Отечества») «Что всего дороже» («Семья») «Задушевный разговор» («Мамин праздник») Сказка «Мамы всякие важны» («Профессии наших мам») «Путешествие капельки» («Признаки весны») «Как птицы царя выбирали» («Перелетные птицы») Сказка «Мегаполис» «Профессии, «Инструменты» 2 2 2 «Первоцветы» «Школа» Карнавал звуков Диагностика 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 72 7 3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Логоритмическое занятие включает следующие виды упражнений: 1. Вводная ходьба и ориентирование в пространстве. 2. Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими. 3. Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков. Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки. 4. Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. 5. Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности. 6. Упражнения – чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание. 7. Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач. 8. Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз. 9. Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков. Процесс развития певческих способностей у детей с речевыми нарушениями направлен не только на формирование их художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания. 10. Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном. Очень полезно использовать лепку несложных фигур, оригами, выкладывание несложных узоров мозаики под проговаривание текста игры. 11. Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения. Кроме известных музыкальных инструментов на занятии можно совместно с детьми изготовить и поиграть на самодельных инструментах – «шумелках» из коробочек и пластмассовых бутылочек, наполненных различной крупой, «звенелках» из металлических трубочек, «стучалках» из деревянных палочек и кусочках бамбуковой удочки, «шуршалках» из мятой бумаги и целлофана. 12. Театральные этюды. Очень часто у детей маловыразительная мимика, жестикуляция. Мимические и пантомимические этюды развивают мимическую и 8 артикуляционную моторику, пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в детях чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными переживаниями. 13. Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу. 14. Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры. Ожидаемые результаты первого года обучения произвольная память; темпо-ритмическая организация речи; статическая и динамическая координация общих движений; статическая и динамическая координация движений пальцев обеих рук; восприятие отношений между предметами в пространстве; пространственная ориентировка в объектах, повернутых на 180 градусов; автоматизация звуков речи; фонематический слух, навыки звуко-слогового анализа и синтеза; понимание логико-грамматических конструкций; грамматический строй речи, активный и пассивный словарь. Ожидаемые результаты второго года обучения сформированность знаний, расширение словарного запаса по лексическим темам, умение самостоятельно составлять небольшие рассказы на определенную тему, придумывать необычные окончания знакомых сказок, песен; сформированность умений ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ; сформированность модуляции голоса, плавности и интонационной выразительности речи, правильного речевого и физиологического дыхания, умения правильно брать дыхание во время пения; сформированность произносительных навыков, подвижности артикуляционного аппарата. Способность правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцировать парные согласные звуки в слоговых рядах, словах, чистоговорках; способность выполнить оздоровительные упражнения для горла, для улучшения осанки, дыхательные (по А. Стрельниковой) и пальчиковые упражнения, самомассаж лица (по А. Уманской) и тела, психогимнастические этюды на напряжение и расслабление мышц тела, на преодоление двигательного автоматизма; способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении, перестраиваться в колонны и шеренги, выполнять различные виды ходьбы и бега; способность координировать движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений; положительные результаты диагностик музыкальных и творческих способностей детей в соответствии с возрастом дошкольников (дети внимательно слушают музыку, активно отвечают на вопросы о характере; поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах, сочиняют мелодии, ритмические рисунки, танцевальные и общеразвивающие движения); улучшение результатов диагностик развития речи, в том числе и диалогической; 9 воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к культуре и традициям народов России, родного края, труду людей; воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих людей; сформированность знаний по лексическим темам, расширение словарного запаса по лексическим темам; сформированность умений выполнять движения в соответствии со словами; сформированность правильного речевого и физиологического дыхания. способность правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцировать парные согласные звуки; способность выполнить дыхательные и пальчиковые упражнения, самомассаж лица и массаж тела, этюды на напряжение и расслабление мышц тела; способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении, выполнять различные виды ходьбы и бега; способность координировать движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений; улучшение результатов диагностик развития речи; воспитание бережного отношения к природе, животным; воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к культуре и традициям народов России, родного края, труду людей. 10 4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Режим и формы занятий Формой проведения логоритмических занятий является игра. Исключительная ценность использования игровой деятельности как средства коррекции личности ребенка с общим недоразвитием речи, заключается в том, что в игре развивается способность творческого воображения - базиса различных видов искусства, происходит освоение и осознание ребенком действительности. При составлении занятий по логоритмики также учитываются следующие принципы: 1. Принцип научности. Подкрепление всех коррекционных и оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически апробированными методиками. 2. Принцип целостности, комплексности педагогических процессов. Логоритмические занятия планируются, проводятся и анализируются музыкальным руководителем, логопедом, воспитателем логопедической группы. Вопросы включения в ход занятия здоровьесберегающих технологий решаются совместно с медицинскими работниками детского сада. 3. Принцип системности. Логоритмическая работа должна способствовать формированию языка в целом, как системы взаимосвязанных и взаимозависимых единиц. 4. Принцип последовательности. Каждое из коррекционных направлений логоритмики реализуется в процессе поэтапной работы. По мере формирования звукопроизношения порядок усвоения фонем всѐ больше подчиняется закономерностям фонематической системы усваиваемого языка. Звуки, определяющие ядро фонологической системы русского языка формируются в первую очередь. Позднее появляются звуки, составляющие периферию. Задача логопеда - соблюдать основные закономерности усвоения языковых единиц в норме. 5. Принцип опоры на сохранные функции или принцип обходного пути. Работа над одним звуком подготавливает и облегчает правильное произношение других звуков, той же фонетической группы, и звуков других групп (постановка звука “с” полностью подготавливает артикуляционный уклад звука “з” и частично уклады шипящих звуков). Эта взаимная связь позволяет использовать здоровые звуки для постановки дефектно произносимых звуков. 6. Принцип учета уровня развития ребѐнка. Л. С. Выготский предложил выделять в развитии ребенка два основных уровня: уровень актуального развития (самостоятельное решение предлагаемых задач) и уровень потенциального развития (способность решения задач при соответствующей помощи со стороны педагога), таким образом, следует проводить обучение ребенка от выполнения задачи с помощи педагога к самостоятельному ее решению. Любое предлагаемое задание должно быть заведомо легко выполнимым, с учетом уровня развития ребенка и этапа коррекционного воздействия. 7. Принцип повторений умений и навыков. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы. 8. Принцип отбора лингвистического материала. Правильно подобранный лингвистический материал выступает как одно из важных основных условий коррекции. Удобный для произношения текст, в котором отсутствуют или редко встречаются трудные звукосочетания, много гласных звуков. 9. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания. Главная цель образования - ребенок, развитие которого планируется, опираясь на его индивидуальные и возрастные особенности. 10. Принцип активного обучения. На занятиях логоритмикой используются активные формы и методы обучения – игры, активное слушание, творческие задания, импровизации, выполнение оздоровительных упражнений в движении под музыку. 11. Принцип результативности. Получение положительного результата развития и коррекции речи, оздоровления каждого ребенка. 11 Занятия проводятся во вторую половину дня, два раза в неделю. Продолжительность занятия - 25 минут. Одна лексическая тема берется на два или три занятия в зависимости от сложности материала и психофизиологических особенностей детей. Регулярное проведение логоритмических занятий способствует быстрому развитию речи и музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками. Программа основывается на адекватных возрасту формах и методах работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста. В данном образовательном процессе используется групповая форма работы. Основой всех форм и методов обучения в логопедической ритмике является избираемый педагогом способ регулирования двигательной и речевой нагрузки, ее сочетание с отдыхом и другими видами занятий в коррекционно-воспитательном процессе (логопедическими, психотерапевтическими, воспитательными и т. п.). Двигательная нагрузка выражается в количестве и насыщенности заданий, интенсивное выполнение которых положительно действует на физическое состояние детей. Задания, сопровождаемые речью, воздействуют на динамику психических функций, проявляющихся в умственной деятельности человека, концентрации внимания и восприятия во время объяснения и показа заданий, осмысливании двигательной и речевой задачи, точности ответной реакции на них и т. п. Правильное соотношение времени, затрачиваемого на расходование психических и физических сил занимающихся и следующего за этим отдыха, должно соблюдаться при проведении логоритмических занятий. В коррекционном процессе на логоритмических занятиях используются наглядные, словесные и практические методы. Наглядные методы - обеспечивают яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений: 1) наглядно-зрительные: показ педагогом образца движения, подражание образцам окружающей жизни, использование зрительных ориентиров при преодолении пространства, использование наглядных пособий – кинофильмов, картин и т.п.; 2) тактильно-мышечные: включение различных пособий в двигательную деятельность. Например, воротца-дуги для перешагивания при ходьбе, помощь педагога, уточняющего положение отдельных частей тела; 3) наглядно-слуховые: инструментальная музыка, песня, стихотворения и т.п. Словесные методы - помогают осмысливанию поставленной задачи: 1) краткое описание и объяснение новых движений; 2) пояснение, сопровождающее показ движения; 3) указание, необходимое при воспроизведении движения; 4) беседа, предваряющая введение новых упражнений, подвижных игр; 5) вопросы для проверки осознания действий; 6) команды, распоряжения и сигналы (в качестве команд можно использовать считалки, игровые зачины и т.п.); 7) образный сюжетный рассказ в целях развития выразительности движений и перевоплощения в игровой образ; 8) словесная инструкция, с ее помощью происходит оживление следов прежних впечатлений в новых сочетаниях и комбинациях, возникает возможность образовать новые временные связи, сформировать новые знания и умения. Практические методы – обеспечивают действенную проверку правильности восприятия движения на собственных мышечно-моторных ощущениях. Игровой метод, близкий к ведущей деятельности детей, наиболее эмоциональноэффективный. Соревновательный метод используется в целях совершенствования уже отработанных двигательных навыков. Особенно важным является воспитание коллективизма. Соревнование может быть успешно использовано как воспитательное средство, содействующее совершенствованию двигательных навыков, воспитанию морально-волевых черт личности. 12 Реализация данной Программы предполагает способы проверки прогнозируемых результатов или диагностику индивидуального развития ребенка учителем-логопедом. Диагностика проводится в начале учебного года с целью исследования, помимо традиционного речевого развития, состояния слухового внимания детей, восприятия и воспроизведения ритма, умения ориентироваться в пространстве, общей и ручной моторики, речевой моторики. Повторное исследование проходит в конце учебного года, чтобы проследить динамику изменений состояния неречевых психических функций детей и речевого развития в процессе логоритмических занятий. Диагностика проводится в виде обследования, тестов, наблюдения за активностью детей. Рассмотрим следующие способы проверки прогнозируемых результатов, которые будут применятся в ходе реализации данной Программы. 1.Тест на слухоречевую память – игра «Попугай». Ребенку предлагают превратиться в попугайчика. Педагог зачитывает ряд слов, которые ребенок должен запомнить и повторить. Для детей 4 лет предлагают цепочку из 5 слов (дом, мишка, шапка, зима, колобок). 5 лет – из 7 слов (кукла, Чебурашка, медведь, собака, осень, дерево, круг). 6 лет – из 9 слов (комната, кухня, улица, машина, лето, солнце, квадрат, треугольник, лиса). 7 лет – из 11 слов (бегемот, волк, заяц, весна, сосулька, велосипед, рисунок, поляна ромашка, Буратино, книга). Оценка результата: Высокий уровень: воспроизведение после трехкратного повторения 3 слов для детей 4 лет, 5 слов – для 5-летних, 6 слов после первого (второго) предъявления – для 6-летних и 9 слов – для 7-летних. Средний уровень: снижение максимального объема запоминания на 1 элемент по сравнению с возрастным нормативом и многократные ошибки с самокоррекцией. Низкий уровень: снижение объема запоминания на 50% по сравнению с возрастным нормативом или неподдающийся коррекции отказ от повторения слов после 1-2 попыток. 2.Тест на двигательную память – игра «Обезьянка». Детям предлагается запомнить и повторить серию из нескольких движений. Детям 4 лет предлагается серия из 5 движений (поднять прямые руки в стороны, вверх, наклониться, выпрямиться, поднять руки вперед). 5 лет – серия из 7 (те же движения, а также присесть, встать прямо, опустив руки). 6 лет – серия из 9 (те же движения, а также круговое вращение головы, обхватить руками плечи). 7 лет – серия из 11 движений (те же движения, а также встать на одну ногу, выставить вторую ногу вперед на пятку). Оценка результата: Высокий уровень: уверенное воспроизведение последовательности движений после 1-3 показов (дети 4 лет – не менее 3 движений, 5 лет – не менее 5, 6 лет – не менее 7, 7 лет – не менее 9). Средний уровень: снижение объема запоминания движений на 2 элемента, единичные ошибки с возможностью самостоятельной коррекции. Низкий уровень: невозможность усвоения и воспроизведения серии движений при любых условиях (неоднократном показе и подсказках). 3. Тест на праксис позы пальцев – игра «Послушные пальчики». Детям предлагают посмотреть, запомнить и выполнить серию из движений мелкой моторики, показать, какие у них послушные пальчики. Движения выполняют сначала одной рукой, затем другой. Детям 4 лет предлагается серия из 3 движений: «иголка» (показать указательный палец) – кулак – «кольцо» (соединить указательный и большой пальцы). 5 лет – из 4 (те же движения, а также «коза»: выставить вперед мизинец и указательный палец, средний и безымянный поддерживать большим). 13 6 лет – из 5 (те же движения, а также «бык»: выставить вперед указательный палец и мизинец, остальные пальцы прижать к ладони). 7 лет – из 6 (те же движения, а также «звезда»: широко развести в стороны прямые пальцы). Оценка результата: Высокий уровень: безошибочное выполнение соответствующей возрасту серии движений каждой рукой. Средний уровень: 1-2 ошибки с самокоррекцией при переносе программы на другую руку. Низкий уровень: многочисленные ошибки, несмотря на активную помощь педагога. 4. Обследование неречевых психических функций (по Н. В. Серебряковой, Л. С. Соломахе). Диагностика проводится в начале учебного года логопедом и музыкальным руководителем с целью исследования состояния слухового внимания детей, восприятия и воспроизведения ритма, умения ориентироваться в пространстве, общей и ручной моторики, речевой моторики. Результаты диагностики учитываются при составлении планов логоритмических занятий, индивидуальной работы с детьми. Повторное исследование проходит в конце учебного года, чтобы проследить динамику изменений состояния неречевых психических функций детей в процессе логоритмических занятий. Слуховое внимание. 1. Дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала: бубен, погремушка, дудочка, гармоника»). По 1 баллу за каждую угаданную игрушку. 2. Определение направления источника звука (музыкальной игрушки) – впереди, сзади, справа, слева. По 1 баллу за каждое угаданное направление. Восприятие и воспроизведение ритма. 1-й элемент: - - .. 2-й элемент: - .. - 3-й элемент: --… 4-й элемент: …-По 1 баллу за каждое правильное воспроизведение. Ориентирование в пространстве. 1. Правой рукой показать левый глаз, левой рукой – правое ухо. По 1 баллу за правильное выполнение. 2. Показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади. По 1 баллу за каждое правильно указанное направление. Состояние общей моторики. 1. Предложить детям исполнить несколько знакомых танцевальных движений сначала по показу педагога, затем по словесным указаниям. Наблюдая за детьми, определить и оценить по 5-балльной шкале: силу движений, точность движений, темп движений, координацию движений, переключение от одного движения к другому. 5. Состояние мелкой моторики. 1. Точность движений. Детям предлагают показать фигуры пальцами – коза, корзинка, кошка. По 1 баллу за 1 правильно выполненную фигуру. 2. Темп движений. Детям предлагают поиграть в пальчиковую игру «Апельсин». Оценка от 1 до 3-х. 3. Синхронность движений правой и левой руки. Дети играют в пальчиковую игру «Мы капусту солим, солим». Оценка от 1 до 3-х баллов. 4. Переключение от одного движения к другому. «Игра на рояле» (пальцы 1 – 5, 2 – 4, 5 – 1, 4 – 2, 1 – 2 – 3 – 4 – 5, 5 – 4 – 3 – 2 – 1). По 1 баллу за каждое правильно выполненное упражнение. Игра «Кулак – ладонь – ребро (правой, затем левой рукой). По 1 баллу. 14 Чередование движений: правая рука – ладонь, левая рука – кулак, далее – наоборот. Максимальное количество за четыре задания – 21 балл. Результаты заносятся в сводную таблицу «Результаты диагностики неречевых психических функций». (Приложение 1) 6. Обследование музыкальных способностей. Выявление качества певческих умений: Старшая группа – исполнить знакомую песню в сопровождении фо-но, повторить индивидуально с частичной помощью взрослого. Подготовительная группа – исполнить любую песню без сопровождении фо-но, повторить индивидуально без помощью взрослого. Выявление качества музыкально-ритмических движений: а) выполнение элементов танца: Старшая группа – выполнить движения небольшой группой (поскоки, шаг с притопом, кружение парами). б) создание музыкально-игрового образа: Старшая группа – передать в движении образ кошки (“вся мохнатенька”). в) выявление качества приѐмов игры на детских инструментах: Старшая группа – исполнить простейшие ритмические фигу на ложках, барабане, погремушках, металлофоне. Подготовительная группа – исполнить любую ритмическую фигу после показа взрослого. Выявление уровня ритмического слуха: Старшая группа – прослушать ритмический рисунок из четвертных и восьмых длительностей и воспроизвести хлопками (четырѐхтактное построение). Подготовительная группа - прослушать ритмический рисунок из четвертных и восьмых длительностей и воспроизвести хлопками (восьмитактное построение). Выявление уровня звуковысотного слуха: Старшая группа – определить высокий и низкий звуки в пределах кварты – “до”-“фа” (использовать металлофон). Подготовительная группа - определить высокий и низкий звуки в пределах октавы – “до”-“до” (использовать металлофон). 7. Обследование состояния экспрессивной речи. 1. Состояние дыхательной и голосовой функций: объѐм дыхания; продолжительность речевого выдоха; сила голоса; модуляция голоса. 2. Особенности динамической стороны речи: темп; ритм; паузация; употребление основных видов интонации. Результаты диагностики могут быть направлены для решения следующих образовательных задач: - с целью построения индивидуальной образовательной траектории каждого ребѐнка; - построения системы работы в соответствии с актуальной ситуацией развития группы; - для отбора методов, приемов и технологий. Материально-техническое обеспечение программы Организационные условия, позволяющие реализовать содержание данной Программы предполагают наличие специального учебного кабинета - кабинета дополнительного образования. 15 Для занятий по Программе необходимы следующие средства и материалы: Зеркало; Столы для занятий с детьми; Стулья детские; Мольберт; Ноутбук и флеш-диск c записью музыкального сопровождения к занятиям; Музыкальные инструменты; Декорации и костюмы; Учебно-методические пособия, настольные игры, игрушки, конструкторы, кубики; Дыхательные тренажеры, нетрадиционные материалы для развития направленной воздушной струи; Специальные пособия и нетрадиционные материалы для развития мелкой моторики; Детские эспандеры, шарики су-джок, массажные кольца, массажные мячики. Пальчиковый театр 16 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Алехина Т. «Речевые игры» - журнал «Музыкальный руководитель» №2, 2004 2. Анисимова Г.И. Сто музыкальных игр для развития дошкольников/ Г.И. Анисимова.Ярославль: Академия развития, 2005.-96 с. 3. Аркин Е.А. Ребѐнок в дошкольные годы/ Е.А. Аркин.-М.: «Просвещение»,1967.-445 с. 4. Бабушкина Р.Л. Логопедическая ритмика: методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи/ Р.Л. Бабушкина, О.М. Кислякова. – СПб.: КАРО, 2005 .- 176 с. 5. Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи. – СПб.: Каро, 2005. 6. Балабанова В.П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. - СПб.: Детство-пресс, 2001. 7. Баренбойм Л.А. Музыкальное воспитание в современном мире.- М.2003. 8. Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. М. 2004. 9. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика. М.: Академия, 2007. 10. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. М. Просвещение, 2007. 11. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. 12. Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2005. 13. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004. 14. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Развитие связной речи. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. 15. Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002. 16. Кузнецова С. В., Котова Е. В., Романова Т. А. Система работы с узкими специалистами ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008. 17. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. 18. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для студентов пед.интов, учащихся пед. Уч-щ и колледжей, муз.руководителей и воспитателей дет.сада/О.П.Радынова, А. И. Катинене, М. Л. Палавандишкили. - М.: Просвещение Владос, 1994. 19. Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2003. Интернет ресурсы: http://www.logoped-sfera.ru/ http://www.logoburg.com/ http://www.defectolog.ru/ http://www.vivatoshka.ru/ http://logopediks.narod.ru/ http://slovari.yandex.ru/ 17