Департамент образования Администрации города Екатеринбурга Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию воспитанников № 424 (МБДОУ – детский сад № 424) 620010, г. Екатеринбург, ул. Грибоедова, 2-б, тел.: 258-62-43, e-mail: mdou424@eduekb.ru, сайт: http://424.tvoysadik.ru ________________________________________________________________________ ПРИНЯТО на заседании Педагогического совета Протокол от «31» августа 2023 г. №5 УТВЕРЖДЕНО: Заведующий МБДОУ – детского сада № 424 ______________ Н.А. Огородникова Приказ от «31» августа 2023 г. № 57-о ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА – ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения – детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию воспитанников №424 (МБДОУ – детский сад №424) (КРАТКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ) Екатеринбург, 2023 Основная общеобразовательная программа – образовательная программа дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения – детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию воспитанников №424 (далее – Программа) разработана в соответствии с: федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264) (далее – ФГОС ДО) федеральной образовательной программой дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847) (далее – ФОП ДО) (с полным текстом ФОП ДО можно ознакомиться по ссылке: https://disk.yandex.ru/i/b16crcUj__cwmA). с учетом: парциальных образовательных программ и методических материалов, соответствующих ФГОС ДО; образовательных потребностей участников образовательных отношений; региона и муниципалитета; возрастных и индивидуальных психологических и физиологических особенностей и интересов воспитанников. интересов, способностей, инициативы воспитанников, мнения родителей (законных представителей) воспитанников. Нормативно-правовой основой для разработки Программы Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения – детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию воспитанников №424 (далее МБДОУ) являются следующие нормативно-правовые документы: ‒ Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»; ‒ Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»; ‒ Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» ‒ Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; ‒ Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»; ‒ Федеральный закон от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»; ‒ распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 999-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; ‒ федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264); ‒ федеральная образовательная программа дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847); ‒ Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 31 июля 2020 года № 373, зарегистрировано в Минюсте России 31 августа 2020 г., регистрационный № 59599); ‒ Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодѐжи (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28, зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020 г., регистрационный № 61573); ‒ Устав МБДОУ (утв. Распоряжением Департамента образования Администрации города Екатеринбурга №635/46/36 от 30.03.2020 г.); ‒ Программа развития МБДОУ на 2021-2024 гг. (Приказ №44-о от 12.03.2021 г.). Образовательная программа МБДОУ – это нормативный документ, определяющий специфику содержания образования и особенности организации воспитательнообразовательного процесса (содержание, формы, применяемые педагогические технологии, методы и приемы), его ресурсное обеспечение (материально-технические, программно-методические, медико-социальные условия пребывания детей в детском саду) на уровне дошкольного образования. Программа направлена на: создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. Программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты). Образовательная деятельность в МБДОУ осуществляется в группах общеразвивающей направленности, формируемых по возрастному принципу. Программа реализуется в течение всего времени пребывания детей в МБДОУ. В соответствии с п. 1.3 ФГОС ДО учитывается возможность освоения ребенком Программы на любом этапе ее реализации. Период определяется сроком поступления и завершения ребенком дошкольного образования в МБДОУ, договором об образовании с родителями (законными представителями) ребенка. Обучение и воспитание обучающихся (воспитанников) МБДОУ ведется на государственном языке Российской Федерации – русском языке. Программа предусматривает возможность реализации на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русском языке как родном языке на основании заявлений родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Реализация Программы на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русском языке как родном языке на основании заявлений родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся не должна осуществляться в ущерб получению образования на государственном языке Российской Федерации. Целью Программы является разностороннее развитие детей в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национальнокультурных традиций (п. 14.1 раздела 2 ФОП ДО). Цели Программы достигаются через решение следующих задач (п. 1.6. ФГОС ДО, п. 14.2 ФОП ДО): 1) обеспечение единых для Российской Федерации содержания ДО и планируемых результатов освоения образовательной программы ДО; 2) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; 3) приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа – жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России; создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей; 4) обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребѐнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья), с учетом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей; 5) создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребѐнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; 6) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; 7) формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребѐнка, его инициативности, самостоятельности и ответственности, формирование предпосылок учебной деятельности; 8) формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; 9) обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности; 10) обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального общего образования; 11) построение (структурирование) содержания образовательной деятельности на основе учѐта возрастных и индивидуальных особенностей развития; 12) создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учѐтом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. 13) обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребѐнка, его инициативности, самостоятельности и ответственности; 14) достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования. Программа разработана в соответствии с культурно-историческим, индивидуально-личностным, культурологическим, деятельностным, системным подходами в воспитании, обучении и развитии детей дошкольного возраста. Планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования ФГОС ДО к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей, а также особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов (далее - дети с ограниченными возможностями здоровья). Планирование образовательной деятельности с детьми в соответствии с Программой строится на основе рабочих программ педагогических работников, в соответсвии с образовательными областями. Планируемые результаты в раннем возрасте К трем годам: Социально-коммуникативное развитие ребѐнок стремится к общению со взрослыми, реагирует на их настроение; ребѐнок проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им; играет рядом; ребѐнок понимает и выполняет простые поручения взрослого; ребѐнок стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; ребѐнок в играх отображает действия окружающих («готовит обед», «ухаживает за больным» и другое), воспроизводит не только их последовательность и взаимосвязь, но и социальные отношения (ласково обращается с куклой, делает ей замечания), заранее определяет цель («Я буду лечить куклу»). Познавательное развитие ребѐнок способен направлять свои действия на достижение простой, самостоятельно поставленной цели; знает, с помощью каких средств и в какой последовательности продвигаться к цели; ребѐнок рассматривает картинки, показывает и называет предметы, изображенные на них; ребѐнок различает и называет основные цвета, формы предметов, ориентируется в основных пространственных и временных отношениях; ребѐнок осуществляет поисковые и обследовательские действия; ребѐнок знает основные особенности внешнего облика человека, его деятельности; ребенок знает свое имя, имена близких; ребенок демонстрирует первоначальные представления о населенном пункте, в котором живет (город, село и так далее); ребѐнок имеет представления об объектах живой и неживой природы ближайшего окружения и их особенностях, проявляет положительное отношение и интерес к взаимодействию с природой, наблюдает за явлениями природы, старается не причинять вред живым объектам; ребѐнок активно действует с окружающими его предметами, знает названия, свойства и назначение многих предметов, находящихся в его повседневном обиходе. Речевое развитие ребѐнок владеет активной речью, использует в общении разные части речи, простые предложения из 4-х слов и более, включенные в общение; ребѐнок проявляет интерес к стихам, сказкам, повторяет отдельные слова и фразы за взрослым; ребенок может обращаться с вопросами и просьбами. Художественно-эстетическое развитие ребѐнок с удовольствием слушает музыку, подпевает, выполняет простые танцевальные движения; ребѐнок эмоционально откликается на красоту природы и произведения искусства; ребѐнок осваивает основы изобразительной деятельности (лепка, рисование) и конструирования: может выполнять уже довольно сложные постройки (гараж, дорогу к нему, забор) и играть с ними; Ребенок рисует дорожки, дождик, шарики; лепит палочки, колечки, лепешки. Физическое развитие у ребенка развита крупная моторика, он активно использует освоенные ранее движения, Ребенок начинает осваивать бег, прыжки, повторяет за взрослым простые имитационные упражнения; Ребенок понимает указания взрослого, выполняет движения по зрительному и звуковому ориентирам; Ребѐнок демонстрирует элементарные культурно-гигиенические навыки, владеет простейшими навыками самообслуживания (одевание, раздевание, самостоятельно ест и тому подобное). Планируемые результаты в дошкольном возрасте К четырем годам: Социально-коммуникативное развитие ребѐнок проявляет доверие к миру, положительно оценивает себя, говорит о себе в первом лице; ребѐнок откликается эмоционально на ярко выраженное состояние близких и сверстников по показу и побуждению взрослых; дружелюбно настроен в отношении других детей; ребѐнок владеет элементарными нормами и правилами поведения, связанными с определенными разрешениями и запретами («можно», «нельзя»), демонстрирует стремление к положительным поступкам; ребѐнок демонстрирует интерес к сверстникам в повседневном общении и бытовой деятельности, владеет элементарными средствами общения в процессе взаимодействия со сверстниками; ребѐнок проявляет интерес к правилам безопасного поведения; осваивает безопасные способы обращения со знакомыми предметами ближайшего окружения; ребѐнок охотно включается в совместную деятельность со взрослым, подражает его действиям, отвечает на вопросы взрослого и комментирует его действия в процессе совместной деятельности; ребѐнок в дидактических играх действует в рамках правил; ребѐнок активно взаимодействует со сверстниками в игре, принимает на себя роль и действует от имени героя, строит ролевые высказывания, использует предметызаместители, разворачивает несложный игровой сюжет из нескольких эпизодов. Познавательное развитие ребѐнок демонстрирует познавательную активность в деятельности, проявляет эмоции удивления в процессе познания, отражает в общении и совместной деятельности со взрослыми и сверстниками полученные представления о предметах и объектах ближайшего окружения, задает вопросы констатирующего и проблемного характера; ребѐнок проявляет потребность в познавательном общении со взрослыми; демонстрирует стремление к наблюдению, сравнению, обследованию свойств и качеств предметов, к простейшему экспериментированию с предметами и материалами: проявляет элементарные представления о величине, форме и количестве предметов и умения сравнивать предметы по этим характеристикам; ребѐнок проявляет интерес к миру, к себе и окружающим людям; ребѐнок знает об объектах ближайшего окружения: о родном населенном пункте, его названии, достопримечательностях и традициях; ребѐнок имеет представление о разнообразных объектах живой и неживой природы ближайшего окружения, выделяет их отличительные особенности и свойства, различает времена года и характерные для них явления природы, имеет представление о сезонных изменениях в жизни животных, растений и человека, интересуется природой, положительно относится ко всем живым существам, знает о правилах поведения в природе, заботится о животных и растениях, не причиняет им вред. Речевое развитие ребѐнок произносит правильно в словах все гласные и согласные звуки, кроме шипящих и сонорных, согласовывает слова в предложении в роде, числе и падеже, повторяет за педагогическим работником (далее - педагог) рассказы из 3-4 предложений, пересказывает знакомые литературные произведения, использует речевые формы вежливого общения; ребѐнок понимает содержание литературных произведений и участвует в их драматизации, рассматривает иллюстрации в книгах, запоминает небольшие потешки, стихотворения, эмоционально откликается на них; ребѐнок демонстрирует умения вступать в речевое общение со знакомыми взрослыми: понимает обращенную к нему речь, отвечает на вопросы, используя простые распространенные предложения; проявляет речевую активность в общении со сверстником; ребѐнок совместно со взрослым пересказывает знакомые сказки, короткие стихи. Художественно-эстетическое развитие ребѐнок способен создавать простые образы в рисовании и аппликации, строить простую композицию с использованием нескольких цветов, создавать несложные формы из глины и теста, видоизменять их и украшать; использовать простые строительные детали для создания постройки с последующим еѐ анализом; ребѐнок с интересом вслушивается в музыку, запоминает и узнает знакомые произведения, проявляет эмоциональную отзывчивость, различает музыкальные ритмы, передает их в движении; ребенок в театрализованных играх разыгрывает отрывки из знакомых сказок, рассказов, передает интонацию и мимические движения. Физическое развитие ребенок демонстрирует положительное отношение к разнообразным физическим упражнениям, проявляет избирательный интерес к отдельным двигательным действиям (бросание и ловля, ходьба, бег, прыжки) и подвижным играм; ребѐнок проявляет элементы самостоятельности в двигательной деятельности, с интересом включается в подвижные игры, стремится к выполнению правил и основных ролей в игре, выполняет простейшие правила построения и перестроения, выполняет ритмические упражнения под музыку; ребѐнок демонстрирует координацию движений при выполнении упражнений, сохраняет равновесие при ходьбе, беге, прыжках, способен реагировать на сигналы, переключаться с одного движения на другое, выполнять движения в общем для всех темпе; ребѐнок владеет культурно-гигиеническими навыками: умывание, одевание и тому подобное, соблюдает требования гигиены, имеет первичные представления о факторах, положительно влияющих на здоровье. К пяти годам: Социально-коммуникативное развитие ребѐнок выполняет самостоятельно правила общения со взрослым, внимателен к его словам и мнению, стремится к познавательному, интеллектуальному общению со взрослыми: задает много вопросов поискового характера, стремится к одобряемым формам поведения, замечает ярко выраженное эмоциональное состояние окружающих людей, по примеру педагога проявляет сочувствие; ребѐнок без напоминания взрослого здоровается и прощается, говорит «спасибо» и «пожалуйста»; ребѐнок демонстрирует стремление к общению со сверстниками, по предложению педагога может договориться с детьми, стремится к самовыражению в деятельности, к признанию и уважению сверстников; ребѐнок познает правила безопасного поведения и стремится их выполнять в повседневной жизни; ребѐнок самостоятелен в самообслуживании; ребѐнок проявляет познавательный интерес к труду взрослых, профессиям, технике; отражает эти представления в играх; ребѐнок стремится к выполнению трудовых обязанностей, охотно включается в совместный труд со взрослыми или сверстниками; ребѐнок называет роль до начала игры, обозначает новую роль по ходу игры, активно использует предметы-заместители, предлагает игровой замысел и проявляет инициативу в развитии сюжета, активно включается в ролевой диалог, проявляет творчество в создании игровой обстановки; активно участвует в мероприятиях и праздниках, готовящихся в группе, в дошкольной образовательной организации (далее – ДОО); ребѐнок принимает игровую задачу в играх с правилами, проявляет интерес к результату, выигрышу; ведет негромкий диалог с игрушками, комментирует их «действия» в режиссерских играх. Познавательное развитие ребѐнок способен рассказать о предмете, его назначении и особенностях, о том, как он был создан; ребѐнок проявляет стремление к общению со сверстниками в процессе познавательной деятельности, осуществляет обмен информацией; охотно сотрудничает со взрослыми не только в совместной деятельности, но и в свободной самостоятельной; отличается высокой активностью и любознательностью; ребѐнок с удовольствием рассказывает о себе, своих желаниях, достижениях, семье, семейном быте, традициях; ребѐнок активно познает и называет свойства и качества предметов, особенности объектов природы, обследовательские действия; объединяет предметы и объекты в видовые категории с указанием характерных признаков; ребѐнок задает много вопросов поискового характера, включается в деятельность экспериментирования, использует исследовательские действия, предпринимает попытки сделать логические выводы; имеет представления о малой родине, названии населенного пункта, улицы, некоторых памятных местах; ребѐнок имеет представление о разнообразных представителях живой природы родного края, их особенностях, свойствах объектов неживой природы, сезонных изменениях в жизни природы, явлениях природы, интересуется природой, экспериментирует, положительно относится ко всем живым существам, знает правила поведения в природе, стремится самостоятельно ухаживать за растениями и животными, беречь их; ребѐнок владеет количественным и порядковым счетом в пределах пяти, умением непосредственно сравнивать предметы по форме и величине, различает части суток, знает их последовательность, понимает временную последовательность «вчера, сегодня, завтра», ориентируется от себя в движении; использует математические представления для познания окружающей действительности. Речевое развитие ребѐнок инициативен в разговоре, использует разные типы реплик и простые формы объяснительной речи, речевые контакты становятся более длительными и активными; ребѐнок большинство звуков произносит правильно, пользуется средствами эмоциональной и речевой выразительности; ребѐнок самостоятельно пересказывает знакомые сказки, с небольшой помощью взрослого составляет описательные рассказы и загадки; ребѐнок проявляет словотворчество, интерес к языку, с интересом слушает литературные тексты, воспроизводит текст. Художественно-эстетическое развитие ребѐнок проявляет интерес к различным видам искусства, эмоционально откликается на отраженные в произведениях искусства действия, поступки, события; ребѐнок проявляет себя в разных видах музыкальной, изобразительной, театрализованной деятельности, используя выразительные и изобразительные средства; ребѐнок использует накопленный художественно-творческой опыт в самостоятельной деятельности, с желанием участвует в культурно-досуговой деятельности (праздниках, развлечениях и других видах культурно-досуговой деятельности); ребѐнок создает изображения и постройки в соответствии с темой, используя разнообразные материалы, владеет техническими и изобразительными умениями. Физическое развитие ребѐнок проявляет интерес к разнообразным физическим упражнениям, действиям с физкультурными пособиями, настойчивость для достижения результата, испытывает потребность в двигательной активности; ребѐнок демонстрирует координацию, быстроту, силу, выносливость, гибкость, ловкость, развитие крупной и мелкой моторики, активно и с интересом выполняет основные движения, общеразвивающие упражнения и элементы спортивных упражнений, с желанием играет в подвижные игры, ориентируется в пространстве, переносит освоенные движения в самостоятельную деятельность; ребѐнок стремится узнать о правилах здорового образа жизни, готов элементарно охарактеризовать свое самочувствие, привлечь внимание взрослого в случае недомогания; ребѐнок стремится к самостоятельному осуществлению процессов личной гигиены, их правильной организации. К шести годам: Социально-коммуникативное развитие ребѐнок настроен положительно по отношению к окружающим, охотно вступает в общение со взрослыми и сверстниками, проявляет сдержанность по отношению к незнакомым людям, при общении со взрослыми и сверстниками ориентируется на общепринятые нормы и правила культуры поведения, проявляет в поведении уважение и привязанность к родителям (законным представителям), демонстрирует уважение к педагогам, интересуется жизнью семьи и ДОО; ребѐнок способен различать разные эмоциональные состояния взрослых и сверстников, учитывает их в своем поведении, откликается на просьбу помочь, в оценке поступков опирается на нравственные представления; ребѐнок проявляет активность в стремлении к познанию разных видов труда и профессий, бережно относится к предметному миру как результату труда взрослых, стремится участвовать в труде взрослых, самостоятелен, инициативен в самообслуживании, участвует со сверстниками в разных видах повседневного и ручного труда; ребѐнок владеет представлениями о безопасном поведении, соблюдает правила безопасного поведения в разных видах деятельности, демонстрирует умения правильно и безопасно пользоваться под присмотром взрослого бытовыми предметами и приборами, безопасного общения с незнакомыми животными, владеет основными правилами безопасного поведения на улице; ребѐнок регулирует свою активность в деятельности, умеет соблюдать очередность и учитывать права других людей, проявляет инициативу в общении и деятельности, задает вопросы различной направленности, слушает и понимает взрослого, действует по правилу или образцу в разных видах деятельности, способен к произвольным действиям; ребѐнок согласовывает свои интересы с интересами партнеров в игровой деятельности, умеет предложить и объяснить замысел игры, комбинировать сюжеты на основе разных событий, создавать игровые образы, управлять персонажами в режиссерской игре. Познавательное развитие ребѐнок испытывает познавательный интерес к событиям, находящимся за рамками личного опыта, фантазирует, предлагает пути решения проблем, имеет представления о социальном, предметном и природном мире; ребѐнок устанавливает закономерности причинно-следственного характера, приводит логические высказывания; проявляет любознательность; ребѐнок использует математические знания, способы и средства для познания окружающего мира; способен к произвольным умственным действиям; логическим операциям анализа, сравнения, обобщения, систематизации, классификации и другим, оперируя предметами разными по величине, форме, количеству; владеет счетом, ориентировкой в пространстве и времени; ребѐнок знает о цифровых средствах познания окружающей действительности, использует некоторые из них, придерживаясь правил безопасного обращения с ними; ребѐнок проявляет познавательный интерес к населенному пункту, в котором живет, знает некоторые сведения о его достопримечательностях, событиях городской и сельской жизни; знает название своей страны, еѐ государственные символы; ребѐнок имеет представление о живой природе разных регионов России, может классифицировать объекты по разным признакам; имеет представление об особенностях и потребностях живого организма, изменениях в жизни природы в разные сезоны года, соблюдает правила поведения в природе, ухаживает за растениями и животными, бережно относится к ним; ребѐнок проявляет интерес к игровому экспериментированию, развивающим и познавательным играм, в играх с готовым содержанием и правилами действует в точном соответствии с игровой задачей и правилами. Речевое развитие ребѐнок проявляет инициативу и самостоятельность в процессе придумывания загадок, сказок, рассказов; ребенок владеет первичными приемами аргументации и доказательства; ребенок демонстрирует богатый словарный запас; ребенок безошибочно пользуется обобщающими словами и понятиями; ребенок самостоятельно пересказывает рассказы и сказки; ребенок проявляет избирательное отношение к произведениям определенной тематики и жанра. Художественно-эстетическое развитие ребѐнок проявляет интерес и (или) с желанием занимается музыкальной, изобразительной, театрализованной деятельностью; различает виды, жанры, формы в музыке, изобразительном и театральном искусстве; проявляет музыкальные и художественнотворческие способности; ребѐнок принимает активное участие в праздничных программах и их подготовке; взаимодействует со всеми участниками культурно-досуговых мероприятий; ребѐнок самостоятельно определяет замысел рисунка, аппликации, лепки, постройки, создает образы и композиционные изображения, интегрируя освоенные техники и средства выразительности, использует разнообразные материалы. Физическое развитие ребенок демонстрирует ярко выраженную потребность в двигательной активности, проявляет интерес к новым и знакомым физическим упражнениям, пешим прогулкам, показывает избирательность и инициативу при выполнении упражнений, имеет представления о некоторых видах спорта, туризме, как форме активного отдыха; ребѐнок проявляет осознанность во время занятий физической культурой, демонстрирует выносливость, быстроту, силу, гибкость, ловкость, координацию, выполняет упражнения в заданном ритме и темпе, способен проявить творчество при составлении несложных комбинаций из знакомых упражнений; ребѐнок проявляет доступный возрасту самоконтроль, способен привлечь внимание других детей и организовать знакомую подвижную игру; ребѐнок проявляет духовно-нравственные качества и основы патриотизма в процессе ознакомления с видами спорта и достижениями российских спортсменов; ребѐнок владеет основными способами укрепления здоровья (закаливание, утренняя гимнастика, соблюдение личной гигиены, безопасное поведение и другие); мотивирован на сбережение и укрепление собственного здоровья и здоровья окружающих. Планируемые результаты на этапе завершения освоения Программы К концу дошкольного возраста: Социально-коммуникативное развитие ребѐнок соблюдает элементарные социальные нормы и правила поведения в различных видах деятельности, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками; ребѐнок владеет средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; способен понимать и учитывать интересы и чувства других; договариваться и дружить со сверстниками; старается разрешать возникающие конфликты конструктивными способами; ребѐнок способен понимать свои переживания и причины их возникновения, регулировать свое поведение и осуществлять выбор социально одобряемых действий в конкретных ситуациях, обосновывать свои ценностные ориентации; ребѐнок стремится сохранять позитивную самооценку; ребѐнок проявляет положительное отношение к миру, разным видам труда, другим людям и самому себе; у ребѐнка выражено стремление заниматься социально значимой деятельностью; ребѐнок способен откликаться на эмоции близких людей, проявлять эмпатию (сочувствие, сопереживание, содействие); ребѐнок способен к осуществлению социальной навигации как ориентации в социуме и соблюдению правил безопасности в реальном и цифровом взаимодействии; ребѐнок способен решать адекватные возрасту интеллектуальные, творческие и личностные задачи; применять накопленный опыт для осуществления различных видов детской деятельности, принимать собственные решения и проявлять инициативу; ребѐнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, предлагает и объясняет замысел игры, комбинирует сюжеты на основе реальных, вымышленных событий, выполняет несколько ролей в одной игре, подбирает разные средства для создания игровых образов, согласовывает свои интересы с интересами партнеров по игре, управляет персонажами в режиссерской игре; ребѐнок проявляет интерес к игровому экспериментированию с предметами, к развивающим и познавательным играм, в играх с готовым содержанием и правилами может объяснить содержание и правила игры другим детям, в совместной игре следит за точным выполнением правил всеми участниками; ребѐнок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели; демонстрирует сформированные предпосылки к учебной деятельности и элементы готовности к школьному обучению. Познавательное развитие ребѐнок обладает начальными знаниями о природном и социальном мире, в котором он живет: элементарными представлениями из области естествознания, математики, истории, искусства и спорта, информатики и инженерии и тому подобное; ребѐнок обладает знаниями о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, семейных традициях; об обществе, его национально-культурных ценностях; государстве и принадлежности к нему; ребѐнок проявляет любознательность, активно задает вопросы взрослым и сверстникам; интересуется субъективно новым и неизвестным в окружающем мире; способен самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать; строить смысловую картину окружающей реальности, использует основные культурные способы деятельности; ребѐнок имеет представление о жизни людей в России, имеет некоторые представления о важных исторических событиях Отечества; имеет представление о многообразии стран и народов мира; ребѐнок способен применять в жизненных и игровых ситуациях знания о количестве, форме, величине предметов, пространстве и времени, умения считать, измерять, сравнивать, вычислять и тому подобное; ребѐнок имеет разнообразные познавательные умения: определяет противоречия, формулирует задачу исследования, использует разные способы и средства проверки предположений: сравнение с эталонами, классификацию, систематизацию, некоторые цифровые средства и другое; ребѐнок имеет представление о некоторых наиболее ярких представителях живой природы России и планеты, их отличительных признаках, среде обитания, потребностях живой природы, росте и развитии живых существ; свойствах неживой природы, сезонных изменениях в природе, наблюдает за погодой, живыми объектами, имеет сформированный познавательный интерес к природе, осознанно соблюдает правила поведения в природе, знает способы охраны природы, демонстрирует заботливое отношение к ней. Речевое развитие ребѐнок владеет речью как средством коммуникации, ведет диалог со взрослыми и сверстниками, использует формулы речевого этикета в соответствии с ситуацией общения, владеет коммуникативно-речевыми умениями; ребѐнок знает и осмысленно воспринимает литературные произведения различных жанров, имеет предпочтения в жанрах литературы, проявляет интерес к книгам познавательного характера, определяет характеры персонажей, мотивы их поведения, оценивает поступки литературных героев. Художественно-эстетическое развитие ребѐнок способен воспринимать и понимать произведения различных видов искусства, имеет предпочтения в области музыкальной, изобразительной, театрализованной деятельности; ребѐнок выражает интерес к культурным традициям народа в процессе знакомства с различными видами и жанрами искусства; обладает начальными знаниями об искусстве; ребѐнок владеет умениями, навыками и средствами художественной выразительности в различных видах деятельности и искусства; использует различные технические приемы в свободной художественной деятельности; ребѐнок участвует в создании индивидуальных и коллективных творческих работ, тематических композиций к праздничным утренникам и развлечениям, художественных проектах; ребѐнок самостоятельно выбирает технику и выразительные средства для наиболее точной передачи образа и своего замысла, способен создавать сложные объекты и композиции, преобразовывать и использовать с учѐтом игровой ситуации. Физическое развитие у ребенка сформированы основные физические и нравственно-волевые качества; ребѐнок владеет основными движениями и элементами спортивных игр, может контролировать свои движение и управлять ими; ребѐнок соблюдает элементарные правила здорового образа жизни и личной гигиены; ребѐнок результативно выполняет физические упражнения (общеразвивающие, основные движения, спортивные), участвует в туристских пеших прогулках, осваивает простейшие туристские навыки, ориентируется на местности; ребѐнок проявляет элементы творчества в двигательной деятельности; ребѐнок проявляет нравственно-волевые качества, самоконтроль и может осуществлять анализ своей двигательной деятельности; ребѐнок проявляет духовно-нравственные качества и основы патриотизма в ходе занятий физической культурой и ознакомлением с достижениями российского спорта; ребѐнок имеет начальные представления о правилах безопасного поведения в двигательной деятельности; о том, что такое здоровье, понимает, как поддержать, укрепить и сохранить его; ребѐнок владеет навыками личной гигиены, может заботливо относиться к своему здоровью и здоровью окружающих, стремится оказать помощь и поддержку другим людям. Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС ДО. Обязательная часть Программы соответствует ФОП ДО и обеспечивает: ‒ воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на доступном его возрасту содержании доступными средствами; ‒ создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее – ДО), ориентированного на приобщение детей к духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины; ‒ создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в начальную школу, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям), равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места и региона проживания. В части, формируемой участниками образовательных отношений, представлены выбранные участниками образовательных отношений программы, направленные на развитие детей в образовательных областях, видах деятельности и культурных практиках (парциальные образовательные программы), отобранные с учетом приоритетных направлений, климатических особенностей, а также для обеспечения коррекции нарушений развития и ориентированные на образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов. Для разработки содержания Программы в части, формируемой участниками образовательных отношений были использованы: № Парциальные образовательные программы, Срок п/ методические пособия, технологии реализации п 1 Методическое пособие «Технологии эффективной социализации 4 года детей 3-7 лет: система реализации, формы, сценарии». Авт. Н.П. (воспитанник Гришаева, Л.Н. Белая и др. М.: Вентана-Граф, 2017. и 3-7 лет) 2 Парциальная программа духовно-нравственного воспитания «С 2 года чистым сердцем». Авт. Р.Ю. Белоусова, А.Н. Егорова, Ю.С. (воспитанник Калинкина. М.: «Русское слово – учебник», 2019. и 5-7 лет) 3 Роньжина А.С. «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период 1 год адаптации к дошкольному учреждению». Практическое пособие. – (воспитанник М.: ООО «Национальный книжный центр», 2015. и 2-4 лет или вновь прибывшие) Категории детей, на которых ориентирована Программа В образовательной практике определяются нижеследующие категории целевых групп обучающихся для оказания им адресной психологической помощи и включения их в программы психолого-педагогического сопровождения: 1) нормотипичные дети с нормативным кризисом развития; 2) обучающиеся с особыми образовательными потребностями (далее – ООП): с ограниченными возможностями здоровья (далее – дети с ОВЗ) и (или) инвалидностью, получившие статус в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; К детям с ОВЗ отнесены: дети с нарушениями слуха (глухие; слабослышащие; позднооглохшие); дети с нарушениями зрения (незрячие, слабовидящие, функциональными нарушениями зрения); дети с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР); дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (далее – НОДА); дети с задержкой психического развития (далее – ЗПР); лица с нарушением интеллекта (умственно отсталые) (далее – УО); лица с расстройствами аутистического спектра (далее – РАС); лица с тяжелыми множественными нарушениями развития (далее – ТМНР). обучающиеся по индивидуальному учебному плану (учебному расписанию) на основании медицинского заключения (дети, находящиеся под диспансерным наблюдением, в том числе часто болеющие дети); часто болеющие дети характеризуются повышенной заболеваемостью острыми респираторными инфекциями, которые не связаны с врожденными и наследственными состояниями, приводящими к большому количеству пропусков ребѐнком в посещении ДОО; обучающиеся, испытывающие трудности в освоении образовательных программ, развитии, социальной адаптации; одаренные обучающиеся; 3) дети и (или) семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, признанные таковыми в нормативно установленном порядке; 4) дети и (или) семьи, находящиеся в социально опасном положении (безнадзорные, беспризорные, склонные к бродяжничеству), признанные таковыми в нормативно установленном порядке; 5) обучающиеся «группы риска»: проявляющие комплекс выраженных факторов риска негативных проявлений (импульсивность, агрессивность, неустойчивая или крайне низкая (завышенная) самооценка, завышенный уровень притязаний). Коррекционно-развивающая работа (далее – КРР) с обучающимися целевых групп в МБДОУ осуществляется в ходе всего образовательного процесса, во всех видах и формах деятельности, как в совместной деятельности детей в условиях дошкольной группы, так и в форме коррекционно-развивающих групповых и индивидуальных занятий. КРР строится дифференцированно в зависимости от имеющихся у обучающихся дисфункций и особенностей развития (в познавательной, речевой, эмоциональной, коммуникативной, регулятивной сферах) и предусматривает индивидуализацию психолого-педагогического сопровождения. КРР в ДОО реализуется в форме подгрупповых и индивидуальных коррекционноразвивающих занятий. В ходе реализации КРР учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель и воспитатели имеют возможность оказывать направленную помощь детям и предлагать индивидуальные задания. Для большей полноты раскрытия ресурсов индивидуального подхода речевая работа с детьми осуществляется в ходе индивидуальных, подгрупповых (2 – 4 ребенка) и фронтальных занятия. А также в самостоятельной деятельности детей в пространственноречевой среде. Задачи и содержание как индивидуальных, так и подгрупповых занятий определяются исходя из клинического диагноза, структуры, степени выраженности речевого нарушения у детей, их индивидуально-типологических особенностей и в соответствии с традиционными логопедическими методиками и методическими рекомендациями. Оказание психологической помощи воспитанникам с ООП ведется в форме индивидуальных коррекционно-развивающих занятий. Содержание КРР для каждого обучающегося определяется с учѐтом его ООП на основе рекомендаций ПМПК ДОО. Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей Одной из стратегических задач Программы демографического развития Свердловской области на период до 2025 года («Уральская семья») является повышение статуса семьи в обществе, пропаганда семейных ценностей, создание привлекательного образа семейной жизни, материнства, отцовства, укрепление семейных традиций. Признание приоритета семейного воспитания предъявляет новые требования к характеру и качеству отношений дошкольного образовательного учреждения и семьи. Главными целями взаимодействия педагогического коллектива ДОО с семьями обучающихся дошкольного возраста являются: • обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов; • обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО и семьи; повышение воспитательного потенциала семьи. Достижение этих целей должно осуществляться через решение основных задач: 1) информирование родителей (законных представителей) и общественности относительно целей ДО, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, о мерах господдержки семьям, имеющим детей дошкольного возраста, а также об образовательной программе, реализуемой в ДОО; 2) просвещение родителей (законных представителей), повышение их правовой, психолого-педагогической компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья, развития и образования детей; 3) способствование развитию ответственного и осознанного родительства как базовой основы благополучия семьи; 4) построение взаимодействия в форме сотрудничества и установления партнѐрских отношений с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач; 5) вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс. Построение взаимодействия МБДОУ с родителями (законными представителями) воспитанников основывается на следующих принципах: 1) приоритет семьи в воспитании, обучении и развитии ребѐнка: в соответствии с Законом об образовании у родителей (законных представителей) воспитанников не только есть преимущественное право на обучение и воспитание детей, но именно они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребѐнка; 2) открытость: для родителей (законных представителей) должна быть доступна актуальная информация об особенностях пребывания ребѐнка в группе; каждому из родителей (законных представителей) должен быть предоставлен свободный доступ в ДОО; между педагогами и родителями (законными представителями) необходим обмен информацией об особенностях развития ребѐнка в ДОО и семье; 3) взаимное доверие, уважение и доброжелательность во взаимоотношениях педагогов и родителей (законных представителей): при взаимодействии педагогу необходимо придерживаться этики и культурных правил общения, проявлять позитивный настрой на общение и сотрудничество с родителями (законными представителями); важно этично и разумно использовать полученную информацию как со стороны педагогов, так и со стороны родителей (законных представителей) в интересах детей; 4) индивидуально-дифференцированный подход к каждой семье: при взаимодействии необходимо учитывать особенности семейного воспитания, потребности родителей (законных представителей) в отношении образования ребѐнка, отношение к педагогу и ДОО, проводимым мероприятиям; возможности включения родителей (законных представителей) в совместное решение образовательных задач; 5) возрастосообразность: при планировании и осуществлении взаимодействия необходимо учитывать особенности и характер отношений ребѐнка с родителями (законными представителями), прежде всего, с матерью (преимущественно для детей раннего возраста), обусловленные возрастными особенностями развития детей. Деятельность педагогического коллектива ДОО по построению взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся осуществляется по нескольким направлениям: 1) диагностико-аналитическое направление включает получение и анализ данных о семье каждого обучающегося, еѐ запросах в отношении охраны здоровья и развития ребѐнка; об уровне психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей); а также планирование работы с семьей с учѐтом результатов проведенного анализа; согласование воспитательных задач; 2) просветительское направление предполагает просвещение родителей (законных представителей) по вопросам особенностей психофизиологического и психического развития детей раннего и дошкольного возрастов; выбора эффективных методов обучения и воспитания детей определенного возраста; ознакомление с актуальной информацией о государственной политике в области ДО, включая информирование о мерах господдержки семьям с детьми дошкольного возраста; информирование об особенностях реализуемой в ДОО образовательной программы; условиях пребывания ребѐнка в группе ДОО; содержании и методах образовательной работы с детьми; 3) консультационное направление объединяет в себе консультирование родителей (законных представителей) по вопросам их взаимодействия с ребѐнком, преодоления возникающих проблем воспитания и обучения детей, в том числе с ООП в условиях семьи; особенностей поведения и взаимодействия ребѐнка со сверстниками и педагогом; возникающих проблемных ситуациях; способам воспитания и построения продуктивного взаимодействия с детьми раннего и дошкольного возрастов; способам организации и участия в детских деятельностях, образовательном процессе и другому. Направления деятельности педагога реализуются в разных формах (групповых и (или) индивидуальных) посредством различных методов, приемов и способов взаимодействия с родителями (законными представителями): Направления Методы, приемы и способы взаимодействия с родителями деятельности 1)диагностикоОпросы, социологические срезы, индивидуальные блокноты, аналитическое «почтовый ящик», педагогические беседы с родителями (законными направление представителями); дни (недели) открытых дверей, открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей и так далее. 2) Групповые родительские собрания, конференции, круглые столы, просветительское семинары-практикумы, тренинги и ролевые игры, консультации, и педагогические гостиные, родительские клубы и другое; консультационное информационные проспекты, стенды, ширмы, папки- передвижки для направления родителей (законных представителей); журналы и газеты, издаваемые ДОО для родителей (законных представителей), педагогические библиотеки для родителей (законных представителей); сайты ДОО и социальные группы в сети Интернет; медиарепортажи и интервью; фотографии, выставкидетских работ, совместных работ родителей (законных представителей) и детей. Включают также и досуговую форму - совместные праздники и вечера, семейные спортивные и тематические мероприятия, тематические досуги, знакомство с семейными традициями и другое. Программой предусмотрено создание условий для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности, для этого предоставляются различные возможности: • участвовать в разработке концепции, стратегии развития образовательной организации, в планировании деятельности, разработке и реализации проектов; • позаниматься вместе с детьми в группе, высказать свое мнение о результатах; • реализации программы, использования в работе с детьми материалов и пособий, обсудить прошедшие или намечаемые события и т.п.; • пообщаться с педагогами по поводу того, что вызывает беспокойство в отношении ребенка, решить проблемные ситуации, • обсудить прогресс и достижения ребенка, возникающие у него трудности; • участвовать в принятии решений, касающихся проведения мероприятий с детьми в группе, образовательной организации; • получать информацию о повседневных событиях и изменениях в физическом и эмоциональном состоянии ребенка; • выполнять функции экспертов в отношении собственных детей, и активно участвовать в их образовании и развитии; • обмениваться мнениями в социальных сетях по поводу деятельности образовательной организации, вносить предложения по улучшению. Незаменимой формой установления доверительного делового контакта между семьей и ДОО является диалог педагога и родителей (законных представителей). Диалог позволяет совместно анализировать поведение или проблемы ребѐнка, выяснять причины проблем и искать подходящие возможности, ресурсы семьи и пути их решения. В диалоге проходит просвещение родителей (законных представителей), их консультирование по вопросам выбора оптимального образовательного маршрута для конкретного ребѐнка, а также согласование совместных действий, которые могут быть предприняты со стороны ДОО и семьи для разрешения возможных проблем и трудностей ребѐнка в освоении образовательной программы. Одной из форм сотрудничество с семьей в МБДОУ является консультационный центр. Деятельность консультационного центра направлена на обеспечение получения детьми дошкольного образования в форме семейного образования, для получения методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям).