Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественноэстетическому развитию воспитанников № 424
(МБДОУ - детский сад № 424)
620010, г. Екатеринбург, ул. Грибоедова, 2-б
ОКПО 4857945 ОГРН 1026605766439 ИНН 6664053642 КПП 667901001
тел/факс. (343) 258-62-43, эл. почта: mdou424@eduekb.ru, сайт: http://424.tvoysadik.ru
___________________________________________________________________________
ПРИНЯТО:
на заседании Педагогического совета
Протокол от «30» августа 2021г. № 5
УТВЕРЖДЕНО:
Заведующий
МБДОУ - детского сада № 424
______________ Н.А. Огородникова
Приказ от «31» августа 2021 г. № 160-о
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Вокал»
Направленность: художественная
Возраст учащихся: 5-7 лет
Срок реализации: 2 года
Автор-составитель:
Мартынова Марина Яковлевна
Педагог дополнительного образования
Екатеринбург, 2021
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Пояснительная записка ……………….……………………………………..……..…3
2. Учебно-тематический план
……………………………………………………….6
3. Содержание Программы ……………………………………………………………….8
4. Методическое обеспечение Программы……………………………………..……….11
5. Список литературы
………………………………………………………………18
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная программа – общеразвивающая программа
«Вокал» (далее – Программа) является нормативно - управленческим документом
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения – детский сад
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественноэстетическому развитию воспитанников № 424 (далее – МБДОУ), характеризующий систему
организации образовательной деятельности педагога с воспитанниками в рамках
образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», описывает курс
подготовки по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного
возраста с 5 до 7 лет, с учѐтом их возрастных и индивидуальных особенностей. Программа
имеет художественную направленность.
Основанием для разработки Программы являются нормативные правовые документы:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
Концепция развития дополнительного образования детей до 2020 года,
утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р.
Приказ Министерства просвещения РФ от 29 ноября 2018г. №196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (зарегистрирован в Минюсте России
29 ноября 2018г. № 52831).
Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 года № 06-1844 «О примерных
требованиях к программам дополнительного образования».
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015г. № 09-3242 «О методических
рекомендациях по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №
26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных
организаций».
Приложение, утвержденное приказом Министерства здравоохранения социального
развития РФ от 26 августа 2010 года N 761н «Единый квалификационный справочник
должностей руководителей, специалистов и служащих».
Устав МБДОУ – детского сада № 424
Даная Программа художественной направленности разработана для детей 5-7 лет.
Программа предусматривает дифференцированный подход к обучению, учѐт
индивидуальных психофизиологических особенностей детей дошкольного возраста; по
форме организации - кружковой; по времени реализации - годичной.
Программа разработана на основе программ: «Камертон» Э.П. Костиной, «Ступеньки
музыкального развития» Е.А. Дубровской, «Методика обучения пению детей дошкольного
возраста» Т.М. Орловой и С.И. Бекиной.
Новизна программы заключается в следующем: программа имеет интегрированный
характер и основана на модульной технологии обучения, которая позволяет по мере
необходимости варьировать образовательный процесс, конкретизировать и структурировать
ее содержание, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. А
также предоставляет возможность для развития творческих способностей воспитанников. В
образовательном процессе программы используются инновационные технологии: групповой
деятельности, личностно - ориентированные, игровые технологии.
Актуальность
В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья
детского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение
решает еще немаловажную задачу - оздоровительно-коррекционную. Пение благотворно
влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Групповое
пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию
личности. С помощью группового пения можно адаптировать индивида к сложным условиям
или ситуациям. Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов
улучшения речи. Для детей всех возрастов занятия в вокальном ансамбле - это источник
раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах, соматической
стабилизации и гармонизации личности. Программа обеспечивает формирование умений
певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой
установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации
деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса, слуховые
навыки. Со временем пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет
обогащать всю его дальнейшую жизнь.
Данная программа позволяет в условиях ДОУ через дополнительное образование
детей дошкольного возраста расширить возможности образовательной области
«Художественно-эстетическое развитие»; ориентировать на развитие творческого
потенциала и музыкальных способностей; включать в занятия упражнений дыхательной
гимнастики по методике А.Н. Стрельниковой; использовать игровые задания, что повышает
мотивацию детей к занятиям, развивает их познавательную активность; -для детей с яркими
вокальными данными предусмотрена индивидуальная работа.
Программа направлена на освоение основ вокального исполнительства, развитие
художественного вкуса, расширение кругозора, познание основ актерского мастерства. В
данных условиях программа - это механизм, который определяет содержание обучения
вокалу дошкольников, методы работы преподавателя по формированию и развитию
вокальных умений и навыков, приемы воспитания вокалистов. Программа не ставит своей
целью профессиональное изучение вокала, а направлена на творчество обучающегося, на
развитие его интереса не только в конечном результате своей деятельности – участие в
концертах, конкурсах, но на процесс поиска своего «Я», на обретение друзей –
единомышленников, на организацию наполненного досуга дошкольника, а также в ней
представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование
устойчивых умений и навыков у музыкально одарѐнных детей дошкольного возраста.
Педагогическая целесообразность
Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще
немаловажную задачу - оздоровительно-коррекционную. Пение благотворно влияет на
развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Групповое пение
представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. С
помощью группового пения можно адаптировать индивида к сложным условиям или
ситуациям. Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения
речи. Для детей всех возрастов занятия в вокальной студии «Страна Детства» - это источник
раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах, соматической
стабилизации и гармонизации личности. Программа обеспечивает формирование умений
певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой
установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации
деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса, слуховые
навыки. Со временем пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет
обогащать всю его дальнейшую жизнь.
Целью данной программы является развитие творческого потенциала музыкально
одаренного ребенка, формирование его эстетической культуры, посредством приобщения к
вокальному искусству, поэтическому слову и фольклору.
Задачи программы.
1.
Развивать музыкальные способности детей и эмоциональную отзывчивость
дошкольников.
2.
Воспитывать у детей восприимчивость к музыке, любовь и интерес к песням.
3.
Совершенствовать певческий голос и вокально-слуховую координацию,
качество звучания голоса (тембра, звукового и динамического диапазона, чистоты
интонирования,четкости дикции, подвижности голоса)
4.
Расширять певческий диапазон
5.
Формировать навыки выразительности исполнения вокальных произведений,
активному выражению своих чувств и настроений в пении, сопереживанию.
6.
Способствовать пробуждению творческой активности детей.
7.
Укреплять здоровье детей (охранять детский певческий голос) через
здоровьесберегающуютехнологию - дыхательную гимнастику (дыхательные упражнения)
Программа соответствует следующим принципам:
Принцип воспитывающего обучения: музыкальный руководитель одновременно
воспитывает у детей любовь к прекрасному, обогащает духовный мир ребенка. У детей
развивается внимание, воображение, мышление и речь.
Принцип доступности: содержание и объем знаний о музыке, вокальных навыков,
приемы обучения и усвоение их детьми соответствуют возрасту и уровню музыкального
развития детей.
Принцип постепенности, последовательности и систематичности: в начале года
даются более легкие задания, чем в конце года; постепенно переходят от усвоенного, к
незнакомому.
Принцип наглядности: в процессе обучения пению главную роль играет так
называемая звуковая наглядность. Основной прием - это образец исполнения песни
педагогом.
Принцип сознательности: сознательность тесно связана с умственной, волевой
активностью детей, с их заинтересованностью песенным репертуаром. Немаловажное
значение для умственной активности детей имеет речь взрослого, наличие разнообразных
интонаций в его голосе, выразительная мимика, яркое и художественное исполнение песни.
Принцип прочности: выученные детьми песни через некоторое время забываются,
если их систематически не повторять. Для того чтобы повторение песен не наскучило детям,
нужно вносить элементы нового. Закрепление песенного репертуара должно быть
сознательным его воспроизведением.
Этапы реализации программы.
Подготовительный:
• диагностика вокальных задатков,
способностей и возможностей учащихся;
• выполнение специальных
подготовительных упражнений,
сольфеджирование, пение простых песенок.
Основной:
• формирование голосового аппарата;
• формирование и развитие знаний, умений и
навыков в вокально-эстрадном исполнении.
Творческий:
• исполнительство и импровизация (при
условии необходимых способностей);
• концертно-конкурсная деятельность.
Этапы образовательной деятельности:
1
этап (начальный - получение необходимых навыков владения голосовым
аппаратом,изучение основ музыкальной грамоты.
2
этап (основной) - закрепление и совершенствование вокальных навыков;
сольное иансамблевое пение.
3 этап (заключительный) - овладение в совершенстве исполнительским мастерством
пения.
Организационные и методические особенности программы
В
основу разработки программы положены технологии, ориентированные на
формирование общекультурных компетенций обучающихся:
технология развивающего обучения;
технология индивидуализации обучения;
личностно-ориентированная технология;
компетентностного и деятельностного подхода.
Программа рассчитана на 2 года обучения детей 5-7 лет. Занятия 2 раза в неделю по
20- 30 минут (в зависимости от возраста). Всего в году – 72 занятия. Это позволяет педагогу
правильно определять методику занятий, распределить время для теоретической и
практической работы. Состав участников студии не более 20 человек.
Наиболее подходящей формой для реализации данной программы является
аудиторное групповое занятие. В этом возрасте начинают проявляться творческие
способности формирующейся личности ребенка-дошкольника.
Условиями отбора детей в вокальную студию являются: их желание заниматься
именно этим видом искусства и способность к систематическим занятиям. В процессе
занятий возможен естественный отбор детей, способных заниматься пением, по принципу их
одарѐнности.
Предусматривается возможность индивидуальных певческих занятий с солистами, а
так же небольшими группами, дуэтами, трио. Время, отведѐнное для индивидуальной
работы, педагог может использовать для дополнительных занятий с вновь принятыми
детьми.
Программа предусматривает сочетание методики вокального воспитания детей и
комплекса воспитательных мероприятий: вечеров отдыха, встреч с интересными
коллективами, включение дидактических материалов, игр, пособий, упражнений,
репертуара, где учитываются особенности разно уровневого развития дошкольников( что
помогает осуществлять необходимую коррекцию для позитивного продвижения каждого
учащегося) , совместную работу педагога, родителей и детей.
Занятия могут
проходить
со
всем
коллективом,
по
подгруппам,
индивидуально.
Рекомендуются к использованию такие формы, как:
- Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются
поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями,
видеоматериалами.
Практические занятия, где дети разучивают песни композиторов-классиков,
современныхкомпозиторов.
Занятие-постановка, репетиция - отрабатываются концертные номера, развиваются
актерские способности детей.
Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится
для самихдетей, родителей, педагогов и гостей.
Выездное занятие – посещение концертов, праздников, конкурсов.
Ожидаемые результаты
1. Наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокальному
творчеству,самовыражению;
2. Петь без напряжения, плавно, легким звуком; произносить отчетливо слова,
3.
4.
5.
6.
7.
8.
своевременно начинать и заканчивать песню; петь в сопровождении
музыкального инструмента;
Внимательно слушать музыку, эмоционально откликаться на выраженные в
ней чувстваи настроения;
Петь несложные песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно и
музыкально, правильно передавая мелодию (ускоряя, замедляя, усиливая и
ослабляя звучание);
Воспроизводить и чисто петь общее направление мелодии и отдельные
ее отрезки саккомпанементом;
Сохранять правильное положение корпуса при пении,
относительно свободно артикулируя, правильно распределяя
дыхание;
Петь индивидуально и коллективно, с сопровождением и без него;
Активно участвовать в выполнении творческих заданий;
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Основные направления образовательной работы
вокального кружка.
При обучении детей пению следить за правильным положением корпуса.
Формировать умение петь естественным высоким светлым звуком, без крика
инапряжения.
Развивать протяжное звукообразование через пение песен, написанных в
умеренном имедленном темпах.
Совершенствовать умение правильно брать дыхание перед началом пения и между
музыкальными фразами.
Развивать умение произносить слова внятно, отчетливо, осмысленно,
подчеркиватьголосом логические ударения.
Способствовать прочному усвоению детьми разнообразных интонационных
оборотов,
включающих различные виды мелодического движения и различные
интервалы; работать над расширением диапазона детского голоса.
Совершенствовать умение детей
согласованному пению.
Структура образовательной деятельности.
1. Вводная часть
- Приветствие, коммуникативная игра.
- Упражнения, направленные на подготовку голосового аппарата ребенка к
разучиванию и исполнению вокальных произведений (артикуляционная
гимнастика, интонационнофонетические упражнения, скороговорки,
чистоговорки, упражнения для распевания,
гимнастика для дыхания).
3. Основная часть.
Работа над песней. Работа направлена на развитие исполнительского
мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по
нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и
артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.
4. Заключительная часть.
Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более
эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным артистичным
исполнением.
Приемы обучения пению
1. Показ с пояснениями. Пояснения, сопровождающие показ музыкального
руководителя. Если песня исполняется не в первый раз, объяснения могут быть
и без показа.
2. Игровые приемы. Использование игрушек, картин, образных упражнений
делают музыкальные занятия интересным, повышают активность детей,
развивают сообразительность, а также закрепляют знания, полученные на
предыдущих занятиях.
3. Вопросы к детям активизируют мышление и речь детей.
4. Оценка качества детского исполнения песни должна зависеть от возраста
детей, подготовленности. Неправильная оценка не поможет ребенку осознать и
исправить свои ошибки. Надо поощрять детей, вселять в них уверенность, но
делать это деликатно.
Формы и методы по реализации основных задач Программы
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Коллективная работа;
Индивидуальная работа;
Беседа;
Распевание по голосам;
Упражнения, формирующие правильную певческую осанку;
Дыхательная звуковая гимнастика;
Артикуляционные упражнения;
Музыкально-дидактические игры и упражнения;
Концертные выступления;
Участие в творческих конкурсах.
Направления работы по совершенствованию голосового аппарата.
Процесс музыкального воспитания как формирование певческой функции в
органичном единстве с формированием ладового и метроритмического чувства
включает решению следующих задач:
• Певческая установка
0бщие правила пения включают в себя понятие «певческая установка», которое
обозначает положение, которое должен принять певец перед началом пения: при
этом корпус должен быть прямым, плечи расправлены и свободны. Голову не
следует задирать, а нужно держать несколько наклонѐнной вперѐд, не боясь ею в
небольших пределах двигать. Соблюдение этих требований создает приятное
эстетическое впечатление и дает свободу мимике и жесту. Правильная певческая
установка активизирует дыхательную мускулатуру, снимает напряжение,
зажатость звука и тем самым облегчает певческий процесс. Петь можно сидя или
стоя. На репетициях дети, как правило, могут петь сидя, но наилучшее голосовое
звучание происходит при пении стоя.
• Дыхание
С приѐмами дыхания дети знакомятся без пения, по знаку педагога.
Певческий вдох формируется естественно, непринуждѐнно. С помощью
дыхательных упражнений следует научить детей делать вдох через нос. Это
способ не только физиологически верно организует певческое дыхание, но
способствует общему правильному развитию дыхательной функции. Вдох через
нос стимулирует использование при голосообразовании головного резонатора, а
это служит показателем правильной работы гортани, что способствует
раскрепощению челюсти. Навык брать дыхание через нос при пении упражнений
даѐт
ребѐнку
возможность
при
исполнении
песен
пользоваться
комбинированным вдохом (через нос и рот). Вдох становится почти незаметным
и в то же время полноценным.
К тому же привычка делать вдох через нос имеет здоровьеоберегающую
функцию (общегигиеническое значение, предохранение от заболевания среднего
уха, которое вентилируется только при вдохе через нос).
Работой над экономным и более или менее продолжительным выдохом
достигается протяжѐнность дыхания. Для продолжительного выдоха необходимо
научить детей делать достаточно глубокий, но спокойный вдох. Дети должны
знать, что при небольшом вдохе дыхание расходуется быстро, а слишком
глубокий вдох приводит к неровному и напряжѐнному выдоху, что вредно
отражается на красоте звука.
• Артикуляционная работа.
Правильное формирование гласных звуков. От правильного формирования
гласных зависит умение петь связно, красивым, округлѐнным и ровным звуком.
В работе над гласными следует:
а) добиваться округлѐнности звука, его высокой позиции;
б) использовать пение закрытым ртом, при котором поднимается мягкое
нѐбо и во ртусоздаѐтся ощущение присутствия небольшого яблока;
в) для достижения остроты и звонкости звучания применять использование
йотированных гласных и слогов с наличием полугласного «й», который ставится
позади гласной: ай, ой, ий; г) тщательно следить не только за формой, но и за
активностью артикуляционного аппарата. Важная задача - научить детей
связному и отчѐтливому исполнению гласных в сочетании с согласными, то есть
певческой кантилене и дикции. Чѐткость произношения согласных зависит от
активной работы мышц языка, губ и мягкого нѐба. Чѐткое формирование
согласных «д, л, н, р, т, ц» невозможно без активных движений кончика языка,
отталкивающихся от верхних зубов или мягкого нѐба. Согласные «б, п, г, к, х»
образуются при активном участии мышц мягкого нѐба и маленького язычка.
Согласные оказывают большое влияние на характер атаки звука (мягкой или
твѐрдой). Для «размягчения» звука применяются слоги с согласным «л», а при
звуковой вялости - слоги с согласным «д».
• Выработка подвижности голоса.
Подвижность или гибкость голоса - искусство исполнения произведения с
необходимыми отклонениями от основного темпа (ускорением или замедлением),
усилением или ослаблением звучности. В работе над подвижностью соблюдается
постепенность: прежде чем петь упражнения и песни в быстром темпе, надо
научить детей исполнять их в умеренном темпе и с умеренной силой звучания.
• Расширение певческого диапазона детей.
Этому виду работы хорошо способствуют технические упражнения. Для
определения ширины диапазона следует выявить примарные звуки,
которые
дети
поют
правильно
в
интонационном отношении и с помощью упражнений расширять эту зону, исполняя
упражнения полутон за полутоном вверх. Следует следить за звучанием детского голоса -он
не должен быть форсированным, крикливым, следует избегать такого пения.
• Развитие чувства метроритма.
Такая работа осуществляется с помощью специальных технических упражнений или
приѐмов по преодолению ритмических трудностей в песенном репертуаре. Каждое
произведение должно быть исследовано педагогом на предмет выявления трудностей.
Соответственно преодолению таких трудностей подбираются специальныеконкретные
упражнения, также используются музыкальные шумовые инструменты.
• Выразительность и эмоциональность исполнения.
Любое исполнение песни - эмоциональное переживание. Следует дать детям прочувствовать
содержание, определить характер исполнения, распределить кульминационные зоны.
Художественный образ, заложенный в песне, ставит перед детьми сложные исполнительские
задачи, решаемые с помощью педагога.
• Работа над чистотой интонирования.
В целях правильного в интонационном отношении песенного материала следует заранее
подобрать в процессе разучивания удобную тональность. Хорошей помощью является пение
без сопровождения. Применяется упрощѐнный аккомпанемент с обязательным
проигрыванием основной мелодической темы. Для создания условий наилучшего
интонирования мелодии стимулируется тихое пение.
• Формирование чувства ансамбля.
В хоровом исполнении учить детей прислушиваться друг к другу, соотносить громкость
пения с исполнением товарищей, приучать слаженному артикулированию. Чувство ансамбля
воспитывается путѐм одновременного начала и окончания пения.
• Формирование сценической культуры.
Согласно певческим и возрастным возможностям детей подбирается репертуар. Необходимо
учить детей пользоваться микрофонами, правильно вести себя на сцене. Таким образом,
развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокально-техническую деятельность с работой
по музыкальной выразительности и созданию сценического образа.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Занятия могут проходить со всем коллективом, по подгруппам, индивидуально.
Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются
поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями,
видеоматериалами.
Практические занятия, где дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни
композиторов-классиков, современных композиторов.
Занятие-постановка, репетиция - отрабатываются концертные номера, развиваются
актерские способности детей.
Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для самих
детей, педагогов, гостей.
На занятиях по сольному пению используются следующие методы обучения:
– наглядно-слуховой;
– наглядно-зрительный;
– репродуктивный;
Одним из ведущих приѐмов обучения пению детей является демонстрация педагогом
академической манеры пения.
Схема занятия:
– настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим дыханием
(2–3 мин);
– дыхательная гимнастика;
– речевые упражнения;
– распевание;
– пение вокализов;
– работа над произведением;
– анализ занятия;
– задание на дом.
Концерты и выступления.
Репертуар подбирается с учетом возрастных особенностей участников студии. Песни с
хореографическими движениями, или сюжетными действием должны быть значительно
легче в вокальном отношении, чем вся остальная программа, так как при их исполнении
внимание ребят, кроме пения, занято танцевальными движениями или актерской игрой.
Концертная программа режиссируется с учетом восприятия ее слушателями, она должна
быть динамичной, яркой, разнообразной по жанрам. Участие в концертах, выступление
перед родителями и перед своими сверстниками – все это повышает исполнительский
уровень детей и воспитывает чувство гордости за себя.
Творческий отчет проводится один раз в конце учебного года.
Структура занятия.
Занятие включает в себя:
1. Распевание.
Работая над вокально-хоровыми навыками детей необходимо предварительно «распевать»
воспитанников а определенных упражнениях. Начинать распевание попевок (вокализа,
упражнений) следует в среднем, удобном диапазоне, постепенно транспонируя его вверх и
вниз по полутонам. Для этого отводится не менее 10 минут. Время распевания может быть
увеличено, но не уменьшено. Задачей предварительных упражнений является подготовка
голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений. Такая
голосовая и эмоциональная разминка перед началом работы - одно из важных средств
повышения ее продуктивности и конечного результата.
2. Пауза.
Для отдыха голосового аппарата после распевания необходима пауза в 1-2 минуты
(физминутка).
3. Основную часть.
Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного
репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования,
правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.
4. Заключительная часть.
Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более
эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным артистичным исполнением.
1. Приемы разучивания песен проходит по трем этапам:
-знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как стихотворение,
спеть без сопровождения)
-работа над вокальными и хоровыми навыками;
-проверка знаний у детей усвоения песни.
2. Приемы, касающиеся только одного произведения:
-споем песню с полузакрытым ртом; слоговое пение («ля», «бом» и др.);
-хорошо выговаривать согласные в конце слова;
-произношение слов шепотом в ритме песни; выделить, подчеркнуть отдельную фразу, слово;
-настроиться перед началом пения (тянуть один первый звук);
-задержаться на отдельном звуке и прислушаться как он
звучит; -обращать внимание на высоту звука, направление
мелодии; -использовать элементы дирижирования; -пение без
сопровождения; -зрительная, моторная наглядность.
3. Приемы звуковедения:
-выразительный показ (рекомендуется аккапельно);
-образные упражнения;
-вопросы;
-оценка качества исполнение песни.
3. Учебно-тематический план
№
1.
2.
3.
4.
5.
Наименование
разделов и тем
Певческая установка.
Певческое дыхание.
Музыкальный звук.
Высота звука. Работа
над звуковедением и
чистотой
интонирования.
Работа над дикцией и
артикуляцией
Формирование
чувства ансамбля.
Формирование
сценической
культуры. Работа с
фонограммой.
Итого:
Общее
количество
часов
10
в том числе
теоретических
практических
3
7
15
5
10
14
2
12
15
5
10
18
5
13
72
20
52
Перспективно—тематический план непрерывной образовательной деятельности
Месяц
Тема
Музыкальные звуки
Музыкальные звуки
Ритмический и
мелодический слух
Ритмический и
мелодический слух
Поющая азбука
Поющая азбука
Давайте
познакомимся
Давайте
познакомимся
«Игра с ключами»
«Наши друзья»
«Наши друзья»
Цель
Развивать эмоциональную
отзывчивость на песни разного
характера
Упражнять в умении точно
передавать постепенное развитие
мелодии вверх и вниз в пении
мелодии.
Развивать ритмический слух,
упражнять в умении четкой
передачи простого ритмического
рисунка
Учить показывать рукой
направление звука, упражнять в
умении точно передавать
постепенное развитие мелодии
вверх и вниз, учить правильно
брать дыхание перед фразами
Учить детей правильно
пропевать согласные звуки,
правильно брать дыхание
Продолжать учить детей петь
естественным голосом,
правильно брать дыхание между
фразами.
Развивать музыкальный слух,
учить самостоятельно узнавать
песни по вступлению.
Закреплять у детей умение
сомостоятельно начинать пение
после вступления.
Учить чисто интонировать
поступенное и скачкообразное
движение мелодии
Учить петь подвижно, легко,
естественным голосом.
Подводить к выразительному
исполнению песни.
Продолжать развивать у детей
эмоциональную отзывчивость на
песни разного характера.
Музыкальный
репертуар
Упражнение
«Воздушный шар».
Звуки музыки.
Р.Роджерс.
Песня Листопад.
Песня «Пой со мной».
Песня «Падают листья»
М. Картушина.
Упражнение «Труба»
«Барабан».
Песня «Наш край» Д.
Кабалевский.
Песни по выбору.
Упражнение «Кто как
кричит?»
«Песня про маму» М.
Парцхаладзе.
Песня «Мы веселые
ребята».
«С песенкой мы
дружим»
Песни по выбору.
«Дыхательная
гимнастика»
Развивать песенные
импровизации у детей, начинать
пение после вступления
самостоятельно.
Продолжать развивать песенные
импровизации у детей, учить
петь песни с сопровождением и
без.
Развивать у детей навыки
певческого дыхания.
«Певческие
импровизации»
Научить детей не стесняться при
пении, попадать в тонику.
Песня «Зима» Т.
Попатенко
«Певческие
импровизации»
Учить детей выразительно
передавать содержание песни в
пении, заканчивать пение на
тонике.
Развивать эмоциональную
отзывчивость на песни разного
характера
Песня «Пестрый
колпачок»
Музыкальные звуки
Упражнять в умении точно
передавать поступенное развитие
мелодии вверх и вниз в пении
мелодии.
Упражнение«Высокая
лестница».
Ритмический и
мелодический слух
Развивать ритмический слух,
упражнять в умении четкой
передачи простого ритмического
рисунка
Упражнение
«Снежинки».
Ритмический и
мелодический слух
Учить показывать рукой
направление звука, упражнять в
умении точно передавать
поступенное развитие мелодии
вверх и вниз, учить правильно
брать дыхание перед фразами
Песня «Зимние
подарки» С.
Насауленко.
Поющая азбука
Учить детей правильно пропевать
согласные звуки, правильно
брать дыхание
«Зима» В. Карасева.
Поющая азбука
Продолжать учить детей петь
естественным голосом,
правильно брать дыхание между
фразами.
Песни по выбору.
«С песенкой мы
дружим»
Музыкальные звуки
Песня «От чего плачет
осень» Е. Арутюнова.
Упражнение «Чудо
лесенка»
«Новогодняя»
А.Филиппенко.
Давайте
познакомимся
Развивать музыкальный слух,
учить самостоятельно узнавать
песни по вступлению.
Упражнение «Чудо
лесенка»
Давайте
познакомимся
Закреплять у детей умение
сомостоятельно начинать пение
после вступления.
Концерт.
Развитие
музыкального слуха и
голоса
Учить точно воспроизводить
ритмический рисунок песни,
отстукивая палочками и
прохлопывая.
«Белый снег» Р.н.п.
Закреплять умение детей
различать звуки по высоте,
слышать поступенное и
скачкообразное поступление
мелодии.
Упражнять в умении петь
протяжно, напевно, сглажено.
Упражнение «Весело.
Грустно».
Продолжать развивать у детей
эмоциональную отзывчивость на
песни веселого характера
Развивать навыки точного
интонирования несложных
музыкальных попевок,
закреплять умение
самостоятельно узнавать и
называть песни по вступлению
мелодии
Познакомить детей с понятием
«звукоряд». Учить петь ноты
вверх и вниз.
Прордолжать учить петь высокие
звуки, правильно брать дыхание
Учить детей озвучивать
иллюстрации с помощью
звукообразования или напевания
мелодии на любой удобнфй им
звук.
«Улыбка» В. Шаинский.
Развитие
музыкального слуха и
голоса
Мы дружим с песней.
Концерт
Песни в играх,
хороводах
Песни в играх,
хороводах
Звукоряд
Звукоряд
Звукообразование и
звуковедение
Упражнение
«Воздушный шар».
Песня «Зимние
подарки».
Песни по выбору
Упражнение «Динь-дандон». Песня «Зимние
подарки».
Солдатушки бравы
ребятушки.
«Наша армия родная» Д.
Кобалевский.
Перед
весной.М.Парцхаладзе.
Звукообразование и
звуковедение
Продолжить работу по
звукообразованию, развивать
слуховые ощущения и умения
использовать резонаторы.
Приучать детей слышать себя и
других детей, учить петь в
негромкой динамике.
«Будем в армии
служить»
«О чем рассказывает
музыка?»
Познакомить с выразительными
средствами музыки.
Упражнение «Веселый
язычок»
«О чем рассказывает
музыка?»
Продолжать знакомить детей с
выразительными средствами
музыки.
Песня «Мамин день».
«О чем рассказывает
музыка?»
Закреплять умение детей
узнавать выразительные средства
музыки.
Песня «3 желания».
«Слушаем
музыкальные звуки»
Учить детей в умении
реагировать на звучание
высокого и низкого регистров.
Упражнение «Пойте
тише».
«Слушаем
музыкальные звуи»
Закреплять у детей умение
реагировать на звучание
высокого и низкого регистров.
Дать понятие о тембре звука,
развивать слуховое внимание.
Песня «2 лягушки».
Звуковедение
«Тембр-окраска
звука»
«Тембр-окраска
звука»
«Мы дружим с
песней»
«Игра с ключами»
«Наши друзья»
Закреплять понятие о тембре
звука, развивать слуховое
внимание.
Продолжать развивать у детей
эмоциональную отзывчивость на
песни разного характера.
Учить чисто интонировать
поступенное и скачкообразное
движение мелодии
Учить петь подвижно, легко,
естественным голосом. Подводить
к выразительному исполнению
песни.
Песни по выбору
Песня «Мамин
праздник»
Песни по выбору.
Концерт.
«Веснянка» Укр.нар.п.
Песня «В детском
садике» М. Картушина.
«Наши друзья»
Продолжать развивать у детей
эмоциональную отзывчивость на
песни разного характера.
Упражнение «Птички и
птенчики».
«С песенкой мы
дружим»
Развивать песенные импровизации
у детей, начинать пение после
вступления самостоятельно.
«Солнечный зайчик»
«С песенкой мы
дружим»
Продолжать развивать песенные
импровизации у детей, учить петь
песни с сопровождением и без.
«Закончи песенку»
«Дыхательная
гимнастика»
Развивать у детей навыки
певческого дыхания.
«Труба» Д.Кабалевский.
«Певческие
импровизации»
Научить детей не стесняться при
пении, попадать в тонику.
Песни по выбору.
«Певческие
импровизации»
Учить детей выразительно
передавать содержание песни в
пении, заканчивать пение на
тонике.
Концерт
Музыкальный слух и
голос
Музыкальный слух и
голос
Закреплять у детей интерес к
музыке разного характера.
Закреплять умение детей
самостоятельно начинать пение
после вступления.
Закреплять умение петь хором и
солистами
Песни по выбору детей
Любимые песни
Песня «В детском
садике».
Е. Теличеева.
упражнение
Песни по выбору детей
Песни по выбору детей
Итоговый концерт
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Последовательная работа по обучению детей пению расширяет музыкальные
представления каждого ребенка, способствует развитию музыкальных способностей,
положительно влияет на общее развитие ребенка. Обследования детей проводятся 2 раза в
год. Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения
ребенком дополнительной программы и влияние непосредственного образовательного
процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка. Отслеживание
развития личностных качеств ребенка проводится с помощью методов наблюдения и
опроса. Основной формой подведения итогов работы вокального кружка являются
концертные выступления в ДОУ, конкурсы на городском и республиканском уровне.
№ п/п
Показатели (знания, умения, навыки)
Оценка/б
0
1.
Качественное исполнение знакомых песен.
2.
Наличие певческого слуха, вокально-слуховой
координации
Умение импровизировать
3.
4.
5.
н
с
в
Чисто интонировать на кварту вверх и вниз, квинту
и сексту
Навыки выразительной дикции
0 - не справляется с заданием
н (низкий) - справляется с помощью педагога
с (средний) - справляется с частичной помощью
педагога в (высокий) - справляется самостоятельно
Результаты освоения программы детьми дошкольного возраста:
Поют естественным голосом, протяжно. Умеют правильно передавать мелодию в
пределах ре-до2 октавы, чисто интонируют. Различают звуки по высоте, слышат
движение мелодии, поступенное и скачкообразное. Точно воспроизводят и передают
ритмический рисунок. Умеют контролировать слухом качество пения. Выработана
певческая установка. Могут петь без музыкального сопровождения.
Дети ДОУ проявляют интерес к вокальному искусству. Умеют петь естественным
голосом, без напряжения, протяжно. Внятно произносят слова, понимая их смысл,
правильно пропевают гласные в словах и правильно произносят окончания слов. Могут петь
без помощи руководителя. Проявляют активность в песенном творчестве; поют дружно не
отставая и не опережая друг друга.
4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Для успешной реализации данной Программы в ДОУ имеются все необходимые
технические средства обучения:
Фортепьяно
Ноутбук
Музыкальный центр
CD-диски – фонограммы
Детские музыкальные инструменты
Дидактический демонстрационный метериал
Музыкально-дидактические игры, упражнения используются при разучивании
песен, при обучении игре на детских музыкальных инструментах.
Комплекс дыхательной гимнастики Чарели – при работе над песней.
Пальчиковая гимнастика помогает детям отдохнуть, расслабиться, укрепляет
мышцы пальцев, ладоней, что помогает при игре на детских музыкальных инструментах.
Артикуляционная гимнастика.
Программы, сценарии концертов.
Сборники песен, попевок.
5. ЛИТЕРАТУРА
Егорычева М. «Упражнения для развития вокальной техники»
Дмитреев Л.Б. «Основы вокальной методики»
Луканин В.М. «Мой метод работы с певцами»
Юссон.Р. «Певческий голос»
Назаренко И. К. «Искусство пения»
Голубев П.В. «Советы молодым педагогам вокалистам»
Орлова Г.М., Бекина СИ. Учите детей петь: Песни и упражнения для
развития голоса у детей Издательство «Просвещение», 1988.
8. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. М., Музыка, 1981
9. Гармошечка - говорушечка. Песни для детей детских садов/Сост. СИ. Мерзлякова.
М., Музыка, 1981
10. КостинаЭ.П. Камертон: Программа музыкального образования детей
раннего дошкольного возраста. М.: Просвещение, 2004 г.
11. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей. Академия развития, 1997г.
12.Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития: для детей младшего
возраста. М.: Г уманитарный издательский центр Владос, 2000 г.
13. Каплунова И., Новоскольцева И. Праздник каждый день. Программа музыкального
воспитания детей дошкольного возраста «Ладушки», младшая группа. СПб.: Изд-во
«Композитор», 1999.
14. Радынова О. Музыкальное воспитание дошкольников. М.: Академия, 2000.
15. В.В. Емельянов "Развитие голоса. Координация и тренаж" - СПб, 1997.
16. Д. Демченко "Вокальные игры с детьми" - М., 2000.
17. Кирюшин "Развивающие песни для дошкольников" - М., 1994.
18. И. Кончева, А. Яковлева "Вокальный словарь" - Ленинград, "Музыка", 1988.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.