Родителям о ФГОС ДО

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

 

С 1 января 2014 года введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).

 

Что такое ФГОС ДО?

    Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) устанавливается в Российской Федерации в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и представляет собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ дошкольного образования

С чем связано введение ФГОС ДО?

     Введение ФГОС связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе и необходимость сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства (игра, общение, исследование).

Для кого написан ФГОС, с какой целью?

   ФГОС написан для всех участников образовательного процесса (педагогов, воспитанников, их родителей (законных представителей), социальных партнеров, общественности) и направлен на решение следующих задач:

  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка;
  • обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;
  • создание благоприятных условий развития в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала;
  • объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения;
  • формирование общей культуры личности, ценностей ЗОЖ, развитие социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности, ответственности, формирование предпосылок учебной деятельности;
  • обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
  • формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
  • обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования детей.

Что определяет Стандарт?

    Стандарт не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребёнка дошкольного возраста. Новый документ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку через организацию разных видов детской деятельности на принципах партнерства взрослого и ребенка:

Ранний возраст (1,5-3 года):

  • предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;
  • экспериментирование с материалами и веществами;
  • общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;
  • самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями;
  • восприятие смысла музыки, сказок, стихов;
  • рассматривание картинок;
  • двигательная активность.

Дошкольный возраст (3-8 лет):

  • игровая деятельность;
  • коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
  • познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними);
  • восприятие художественной литературы и фольклора;
  • самообслуживание и элементарный бытовой труд;
  • конструирование из разного материала;
  • изобразительная (рисование, лепка, аппликация);
  • музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);
  • двигательная деятельность.

Какие направления детского развития регламентирует Стандарт?

 Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):

- социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- физическое развитие.

Какие требования к результатам освоения основной образовательной программы устанавливает Стандарт (другими словами - каков портрет выпускника ДОУ)?

  Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой не оценку достижений ребенка в жестких рамках: знания, умения и навыки, а представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребенка.

   Целевые ориентиры образования в раннем возрасте:

  • интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
  • использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
  • владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
  • стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
  • проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
  • проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
  • развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

  • овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу, самостоятельность в разных видах деятельности, способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
  • обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
  • достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
  • развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
  • способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
  • проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Как изменяются отношения с родителями в соответствии со Стандартом?

   Документ ориентирует на непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. Родители определены не сторонними наблюдателями, а активными участниками образовательных отношений.

   Стандарт определяет следующие задачи сотрудничества ДОУ с родителями:

1.Консультативная поддержка педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования (в случае его организации).

2.Поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

3.Оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

4.Обсуждение с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.

5.Предоставление информации о Программе семье и всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность, а также широкой общественности.

 

пн

вт

ср

чт

пт

сб

вс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

Объявления

О персональных данных ДЕТИ


Растем вместе

На сайте Центра «Диалог» в разделе «Компетентный родитель» размещены материалы по теме "Мы с ребенком  - друзья!"(о мифах демократического воспитания) в рамках программы дистанционного просвещения родителей детей дошкольного возраста «Растём вместе».

Текст материалов


"ТЕЛЕФОНЫ ДОВЕРИЯ"

"Телефон доверия" Администрации Губернатора Свердловской области

(343) 370 72 02

"Телефон доверия" Администрации города Екатеринбурга 

(343) 253 88 44


Вход в систему

наверх